Конец Французской Канады. Глава 1. Предгрозье. Итоги и предпосылки-2.

Dec 23, 2012 20:37


В конце ноября французы потерпели новое поражение, на этот раз далеко на Западе, от­ступив перед лицом 7-тысячной армии Форбса из Огайо и взорвав все свои форты в долине этой реки. На­следники галлов оказались разбиты везде и повсюду на флангах, кроме центра огромного фронта от Луисбурга до Огайо, и лишились значительной части тех 14000 регуля­ров, ополчен­цев и ин­дейцев, что они смогли мобилизовать на защиту своих североамериканских владений в Ака­дии и Канаде (примерно 5000, из которых 4000 безвозвратно - в результате действий Эмхерста на Иль Рояль, а также свыше 3800 военных моряков, потерянных там же в Луисбурге).

Можно было подводить итоги. Ситуация, в которой очутились защитники Новой Франции, сложилась аховая. Основу существования колонии составляли дотации из метрополии; сама бед­ная ресурсами Канада не была в состоянии обеспе­чить свою не то что военную - даже продоволь­ственную безопасностью. С началом войны коло­ния лишилась прибытка с богатых рыбой промы­слов Ньюфаунленда, а короткий период сельско­хозяйственных работ и большое количество ижди­венцев-комбатантов, в том числе прибывших из метрополии, в значительной мере усугубляли по­ложение.

(Фактически, выбор между жизнью и смертью Канады напрямую зависел от отсутствия или наличия фактора прибытия конвоев с вой­сками, амуницией, вооружением, боеприпасами и, главное, едой из портов Франции. 28 миллиона ливров расходов (свыше 9% бюджета Француз­ского королевства), произведённых на эту отдалён­ную колониальную войну в уходящем 1758 году, преимущественно в форме «долговых расписок короля» - вексельных обязательств, связан­ная с этим инфляция и удорожание всего и всея, а также изрядно проворовавшаяся администрация бо­лее чем красочно дополняли общую крайне неблаговидную картину).

Вторым результатом свершившейся кампании 1758 года стала в корне изменившаяся стратеги­ческая обстановка. Особенности географии Нижней Канады обуславливали только три возможных маршрута вторжения в неё: с северо-востока, со стороны моря, против Квебека и устья реки Свя­того Лаврентия, с запада, со стороны озера Онтарио по верхнему течению Святого Лаврентия, и с юга, по вытянутой к югу речной и озёрной системам рек Ришелье и Хадсон, по которым можно было наиболее быстро и эффективно преодолеть расстояние, разделявшее Нью-Йорк и Монреаль. Наиболее угрожаемым было первое направление, но если ранее оно блокировалось наличием кре­пости Луисбург на Иль Рояле, то отныне такой преграды не существовало, и британцы имели воз­можность наступать сразу везде, вынуждая французов разбрасывать свои и без того скудные силы. Даже более того: появившись в водах возле полуострова Новая Шотландия с началом периода на­вигации в конце апреля - начале мая, британский флот мог оказаться в устье реки Святого Лав­рентия, перед Квебеком, во второй половине мая, обеспечив прибытие осадной армии и заодно от­резав канадцев от спасительных конвоев из Франции.

Третьим можно было считать утрату популяции. Население Новой Франции и так было невелико (55 тысяч в Нижней Канаде в 1754 году, 13 тысяч в Акадии и Луисбурге и до 15 тысяч - индейцев-дикарей), и лишь сверхцентрализованность и милитаризованность позволяло ей противостоять противникам-англичанам (которые перед войной имели на американском континенте 1042 тысячи белых колонистов и ещё около 270 тысяч негров-рабов). Ход боевых действий внёс свои коррективы: в 1755-1758 годах выселению подверглись акадцы и лусибуржцы (всего - до 15000 человек), и к 1759 году лишь 60 тысяч франкоязычных колонистов и 10-12 тысяч индейцев в «не более чем очень длинной и тонкой линии из россыпи постов и поселений» противостояло 1,4 миллионам английских колонистов.
Наиболее существенной стали, пожалуй, лишения в войсках. Собственно армия центра, под ко­мандованием Монкальма, прикрывавшая жизненно важные области Нижней Канады, пострадала слабо, потеряв в сумме менее тысячи человек при Бернетц-Брук, Тикондероге-Карийоне и Фрон­тенаке, а также более мелких стычках, однако целый корпус из четырёх батальонов линейной пе­хоты и множества морпехов и ополченцев в Луисбурге был утрачен, а с изгнанием из Огайо фран­цузы к тому же лишились большей части ресурса своих ирокезских союзников из долины этой реки. По факту, для заключительных битв за Канаду французы сохранили только армию центра, ядро грядущей кампании, кото­рое следует рассмотреть отдельно в сравнении с армией их сопер­ников-англичан.

ФИВ

Previous post Next post
Up