Проделки статистики, или Почему Галковский не Магеллан

Jan 08, 2010 23:35

Увидел у Мэтра странное - Мощь Галковского и не удержался, полез разобраться в вопросе. Мощь, по мнению Мэтра, заключается в умении не верить в чудеса и знать "законы физики", выражающемся, например, в скептическом отношении к возможности Магеллана совершить кругосветное путешествие.

Как показало вскрытие, в данном конкретном случае "мощь" ( Read more... )

Leave a comment

hvac January 9 2010, 13:38:05 UTC
Заслуга Колумба не в том, что он доплыл, а в том, что вернулся.
Я думаю были попытки и до него.
И легенды конечно нужны были, как свидетельство силы духа и воли.
Я думаю конкуренция подстёгивала и капитанов голландских флейтов, этих первых "космонавтов",отправляющихся в 7-летние походы за прянностями и решающими довольно удачно сложнейшие задачи жизнеобеспечения, корабельной гигиены и навигации.

Ведь собственно,постоянно говорит Дмитрий Евгеньевич о том, что делает (должен делать) гуманитарий), когда пытается понять какое-то явление в истории:
* он смотрит, что этим событиям предшествовало и к чему они привели
* он интересуется, что было аналогичного в других странах в другие эпохи
* при этом особое внимание уделяется переломным эпохам и возникновению новых качеств
Это и называется "историческим подходом".
Можно ещё сказать о ясном понимание механизма функционирования такой системы, как "корабль", в нашем частном случае.Технологический фронт всегда определяет все реальные возможности. А оцениваются всегда возможности, а не намерения.
В широкой и самой общей перспективе уместен “системный” или основанный на системе отправной пункт.

Уместно, для начала, оставив в стороне предания о Магеллане, Дрейке и других "морских собаках",и посмотреть на бесмпримерное 4-летнее кругосветное плавание Георга Ансона (огибал мыс Горн).
Именно Ансон потом разработал морской устав
Путешествие адмирала Ансона в 1740-1744 AD сопровождалось потерею 80% экипажа от скорбута.
Скорбут (цинга) считался неизбежным спутником дальнего плавания - поэтому огромным, неожиданным контрастом явилось в 1772-1775 AD 3-летytt кругосветyjt плавание Кука, в кjnjром за все время не было совсем цинги и умер всего 1 матрос.
Такой исключительный результат объясняется особой заботливостью Кука о снабжении матросов свежей провизией, растительной пищей, и применением лимонного сока.
Скорбут особенно свирепствовал на судах английского флота.
Сэр Хоукинс (1593 AD) говорил, что за 20 лет его морской службы он мог насчитать более 10 000 матросов, погибших от цинги.
В Голландском флоте (в 1669 AD, 15 000 -16 000 голландских судов приходилось на 20 000 во всём мире, по-оценке Кольбера) водка (hollands noun) выдавалась морякам в качестве подкрепляющего средства с начала 17-го века.
Ежели это и позволяло частично купировать эндемические тифозные и паратифозные инфекции, то от цинги совсем не помогало.
С развитием мореплавания после изобретение компаса и открытия Америки самыми губительными для мореплавателей являлись эпидемии скорбута (цинги) и тифа.
Эпидемии цинги стали ослабевать y англичан только после 1795 AD, когда благодаря настойчивым усилиям выдающегося врача английского флота сэра Жильберта Блена (Gilbert Blane) адмиралтейство издало распоряжение об употреблении лимонного сока.

С целью купировать тифозные и паратифозные инфекции на флоте смешивают воду с вином и ромом.

Тиф особенно поражал суда французского флота до 18-го века.
В 1745 AD на эскадре графа Рокфейль в продолжение нескольких месяцев крейсерства в Ламанше выбыло около 200 больных тифом, и сам граф погиб от этой болезни.

Тиф иногда сочетался со скорбутом.
В 1746 AD в эскадре князя д'Анвиль за трёхмесячный переход в Северную Америку заболело две трети экипажа.
По приходе в Америку больные были высажены на берег в особый лагерь, но место было выбрано неудачно, болезни распространялись, князь сам пал жертвой их, a его заместитель с отчаяния лишил себя жизни.
Когда покинули зто злополучное место, больные были размещены для отправления на родину на особые суда, превращенные в госпитали.
Сам главный врач эскадры, Шардоль-де-Курсель, тяжело больной, был отправлен на родину на небольшом торговом судне, на котором в пути умерло 221 (из 261) больных
Оставшиеся в живых были отправлены в госпиталь в Рошфор, но из них выздоровели только 2-3 человека, в числе последних и доктор Шардоль-де-Курсель, описавший это ужасное путешествие.
Повальные болезни препятствовали, таким образом, совершению морских экспедиций и уносили больше жертв, чем самые кровопролитные сражения.

Отдельная тема -это сама навигация, прокладка курса и счисление и мореходность кораблей

Reply

obergefreiter January 9 2010, 14:57:02 UTC
Все перечисленное Вами я прекрасно знаю. И? Из экспедиции, "по легенде", вернулся каждый десятый. По-моему, противоречий тут нет.

Что касается последствий -- как раз были эти последствия. Экспедиция Лоайсы, например. Или тоже легенда :) ?

Reply

hvac January 9 2010, 16:23:28 UTC
Не знаю.
Вообще речь идёт о древности.
Первой фазе первого преиода европейской экспансии, по целому ряду причин плохо документированному.
Ну Вы знаете опро охоту за иберийскими навигационными журналами.
Был у них свой "010 приказ" :))
О многом мы можем только догадываться.
Собственно я и не исключаю сам поход Магеллана и возвращение Дель-Кано.
Или грабительские походы Дрейка. Интерес подвигает людей на немыслимое, а то бы так и сидели на берегу океана, если бы не было героев, которые первые поняли, что безбрежный океан -это не только преграда, но и путь.

То что технический фронт определяет все реальные возможности, не означает, что политический фронт не декларирует или не пытается провести в жизнь безумных намерений.
Имеем много примеров в ходе исторического процесса.
Тем более в этой ситуации, перед разраничением сфер, на что только не могли пойти или собираться пойти не смотря на затраты и грандиозность задачи.
Человек иногда вопреки всему делает те или иные свершения.
Иногда отчасти и из-за недостатка реальной информации из разряда "как на самом деле" (способной ужаснуть), иногда специально закрывая глаза на реалии, преследуя свои сиюминутные выгоды и интересы.
Так что как там реально было в эти легендарные времена. Не знаю.
Интересно было бы построить "виртуальную" модель события.
Но никто этим не занимается.
Кто же будет тратить ресурсы не на решение задач в режиме реального времени, а на исторические изыски?

Reply

obergefreiter January 9 2010, 17:14:10 UTC
Ну так на это возражений у меня нет :) . Не в смысле "не могу придумать возражение", а в смысле "согласен".

"То что технический фронт определяет все реальные возможности, не означает, что политический фронт не декларирует или не пытается провести в жизнь безумных намерений."

Если под "реальными возможностями" подразумевать _регулярное_ и _предсказуемое_ использование (что переводит действие из разряда "авантюр" в разряд "занятий") -- да и еще раз да.

Reply


Leave a comment

Up