Проделки статистики, или Почему Галковский не Магеллан

Jan 08, 2010 23:35

Увидел у Мэтра странное - Мощь Галковского и не удержался, полез разобраться в вопросе. Мощь, по мнению Мэтра, заключается в умении не верить в чудеса и знать "законы физики", выражающемся, например, в скептическом отношении к возможности Магеллана совершить кругосветное путешествие.

Как показало вскрытие, в данном конкретном случае "мощь" ( Read more... )

Leave a comment

hvac January 9 2010, 00:56:59 UTC
Сначала скажу не о легенде, а о банальных, общеизвестных и реальных вещах.

Путешествие на Филиппины (на туда-обратно черновой работы)от Санлукара или Кадиса в конце 17-го века занимало 5-6 лет. Не меньше
И шансы вернуться с Филлипин, будь вы хоть губернатор, -были почти нулевые.
Для сравнения:
-север Бразилии, Антильские острова, восток материка до Каракаса, Виргиния -год, если всё удачно
-Мексика, перешеек - 2 года
-Перу (Лима или Потоси, первый мировой центр производства драгметаллов) -3 -4 года

Так было до 1777 AD, начала транспортного сдвига.
Плавние на восток от мыса Доброй Надежды с учётом муссонов осуществляли уже после 16-го века.

В 18-м веке, средняя продолжительность французских экспедиций через Кейптаун в Китай Кантонский (включая стоянку в Кантоне и заходы в индийские порты) составляла 21-22 месяца или от 624 до 653 дней (данные по 75 экспедициям)
Революция морского транспорта началась не ранее 1770 AD в Атлантике и не ранее 1780 -го AD в Индийском и Тихом океане.
"Каролина" Лондон - Цейлон через 104 дня,- в 1803 AD
"Альцеста" Спитхед -ява за 92 дня, -1816 AD

Дмитрий Евгеньевич просто проговаривает ("в щадящем режиме") вполне очевидные вещи, вполне ясные всем людям рационально взаимодействующим с окружающим миром,представляющим процесс внедрения инноваций и их генерализации в общем и в частности в области кораблевождения. И знающим некоторые простые положения теории информации (узость каналов, энтропия etc.)
Другое дело конечно -"люди книги" с религиозно-мистическим восприятием мира.

Легенду о том, что первым моряком, совершившим кругосветное плавание, явился испанец Себастиан Дель-Кано (возглавивший экспедицию к Молукксим островам после гибели Магеллана) с кораблём Victoria знают все (сведения о судьбе корабля Fernao противоречивы, в ходу две версии, как и о количестве вернувшихся в Испанию, то ли 13 человек, то ли 31).
Говорят, что в гербе его, пожалованном ему испанским королём, помещён земной шар с надписью: "Primus circum dedistime".

Как и легенду о Магеллане, погибшем на острове Машан или Мактан, который без лота и ЛАГА (Sapienti sat) отправился к Молуккским островам "западным путём", не смотря на то, что как писали двести лет назад наши соотечественники "Заслуги Магеллана не скоро были оценены потомством".
То есть свой "билет в историю" (да и сама эта "история" появилась как "наука в конце 17-го века) собственно Fernando Magalhaens "вытащил" в начале позапрошлого века, когда появились уже люди, способные читать не только сказки из Голубой серии.

Reply

ioann_pupkin January 9 2010, 01:47:01 UTC
Путешествие на Филиппины (на туда-обратно черновой работы)от Санлукара или Кадиса в конце 17-го века занимало 5-6 лет

можно полюбопытсовать - откуда такие сроки? почему не 15 -16 лет?

PS. если вариант ответа "гугль в помощь" - можете не затруднятся

Reply

obergefreiter January 9 2010, 02:10:18 UTC
Книги на русском -- например, Бродель и Шоню. У них -- из первичных материалов (документы, письма, etc.)

Reply

ioann_pupkin January 9 2010, 02:26:42 UTC
спасибо

Reply

obergefreiter January 9 2010, 02:37:34 UTC
Пожалуйста. Но верные цифры еще не означают верных выводов -- см. комментарий ниже.

Впрочем, дискутировать я не буду -- не люблю капчу.

Reply

Капчу можно поправить schegloff January 9 2010, 05:23:02 UTC
Ну а повод подискутировать, думаю, еще появится :)

Reply

hvac January 9 2010, 12:35:17 UTC
У нас переведены и изданы две книги Пьера Шоню, прекрасного французского историка ,рекомендую, прекрасно читаются:
-"Цивилизация классической Европы"
-"История Латинской Америки"
Он первый рассмотрел вопрос транспортной революции, ну и вообще много занимался историей освоения обоих Индий.
К сожалению много у нас не переведено.
Но вот эти две книжки все на цифрах и конкретной фактологии.Раздвигает горизонты.Что хорошо в первой книге он пишет довольно много и о России, в отличии от других западных историков.

Reply

obergefreiter January 9 2010, 02:33:51 UTC
"Путешествие на Филиппины (на туда-обратно черновой работы)от Санлукара или Кадиса в конце 17-го века занимало 5-6 лет. Не меньше
И шансы вернуться с Филлипин, будь вы хоть губернатор, -были почти нулевые.
Для сравнения:
-север Бразилии, Антильские острова, восток материка до Каракаса, Виргиния -год, если всё удачно
-Мексика, перешеек - 2 года
-Перу (Лима или Потоси, первый мировой центр производства драгметаллов) -3 -4 года"

Разумеется. С учетом необходимости путешествия по суше и, главное, сезонности мореплавания. А Колумб, "по легенде", пересек Атлантику за полтора месяца. Колумба тоже не было :) ?

"Дмитрий Евгеньевич просто проговаривает ("в щадящем режиме") вполне очевидные вещи, вполне ясные всем людям рационально взаимодействующим с окружающим миром,представляющим процесс внедрения инноваций и их генерализации в общем и в частности в области кораблевождения. И знающим некоторые простые положения теории информации (узость каналов, энтропия etc.)
Другое дело конечно -"люди книги" с религиозно-мистическим восприятием мира."

Дмитрий Евгеньевич просто не понимает некоторых очевидных вещей. Например, сезонности мореплавания. Или того, что упомянутые Вами вскользь "заходы в порты" отъедают у парусного корабля львиную долю времени (см. "лавировка"). Или того, что просто перемещение из А в Б -- не то же самое, что деловая поездка из А в Б.

Другое дело, конечно -- с умным видом рассуждать про "людей книги" вместо того, чтобы прочитать и осмыслить то, что в означенной книге написано.

Reply

sssshhssss January 9 2010, 09:03:23 UTC
Замечательно, но так никто и не объяснил, почему Магеллан не отметился в американском порту по пересечении атлантики? Может вы объясните?

ох, капча, капча...

Reply

obergefreiter January 9 2010, 11:29:30 UTC
Объяснили. Вы невнимательно смотрите.

Reply

obergefreiter January 9 2010, 11:34:36 UTC
Дело в том, что на современном побережье Бразилии тогда не было портов. Отмечаться, соответственно, было негде.

Reply

капчу - долой! any_blow January 9 2010, 12:17:07 UTC
ну так это только увеличивает сроки плавания и, как следствие, умножает его риск.
сухари и солонину приходилось что? ;) не грузить на базах снабжения, а самим производить?
верёвки-гвозди-клёпку тоже...

Reply

Re: капчу - долой! obergefreiter January 9 2010, 15:02:31 UTC
Разумеется. И?

Reply

aleksei_borisov January 9 2010, 09:43:46 UTC
И я подвою:
ох, какча, капча...

Reply

hvac January 9 2010, 13:38:05 UTC
Заслуга Колумба не в том, что он доплыл, а в том, что вернулся.
Я думаю были попытки и до него.
И легенды конечно нужны были, как свидетельство силы духа и воли.
Я думаю конкуренция подстёгивала и капитанов голландских флейтов, этих первых "космонавтов",отправляющихся в 7-летние походы за прянностями и решающими довольно удачно сложнейшие задачи жизнеобеспечения, корабельной гигиены и навигации.

Ведь собственно,постоянно говорит Дмитрий Евгеньевич о том, что делает (должен делать) гуманитарий), когда пытается понять какое-то явление в истории:
* он смотрит, что этим событиям предшествовало и к чему они привели
* он интересуется, что было аналогичного в других странах в другие эпохи
* при этом особое внимание уделяется переломным эпохам и возникновению новых качеств
Это и называется "историческим подходом".
Можно ещё сказать о ясном понимание механизма функционирования такой системы, как "корабль", в нашем частном случае.Технологический фронт всегда определяет все реальные возможности. А оцениваются всегда возможности, а не намерения.
В широкой и самой общей перспективе уместен “системный” или основанный на системе отправной пункт.

Уместно, для начала, оставив в стороне предания о Магеллане, Дрейке и других "морских собаках",и посмотреть на бесмпримерное 4-летнее кругосветное плавание Георга Ансона (огибал мыс Горн).
Именно Ансон потом разработал морской устав
Путешествие адмирала Ансона в 1740-1744 AD сопровождалось потерею 80% экипажа от скорбута.
Скорбут (цинга) считался неизбежным спутником дальнего плавания - поэтому огромным, неожиданным контрастом явилось в 1772-1775 AD 3-летytt кругосветyjt плавание Кука, в кjnjром за все время не было совсем цинги и умер всего 1 матрос.
Такой исключительный результат объясняется особой заботливостью Кука о снабжении матросов свежей провизией, растительной пищей, и применением лимонного сока.
Скорбут особенно свирепствовал на судах английского флота.
Сэр Хоукинс (1593 AD) говорил, что за 20 лет его морской службы он мог насчитать более 10 000 матросов, погибших от цинги.
В Голландском флоте (в 1669 AD, 15 000 -16 000 голландских судов приходилось на 20 000 во всём мире, по-оценке Кольбера) водка (hollands noun) выдавалась морякам в качестве подкрепляющего средства с начала 17-го века.
Ежели это и позволяло частично купировать эндемические тифозные и паратифозные инфекции, то от цинги совсем не помогало.
С развитием мореплавания после изобретение компаса и открытия Америки самыми губительными для мореплавателей являлись эпидемии скорбута (цинги) и тифа.
Эпидемии цинги стали ослабевать y англичан только после 1795 AD, когда благодаря настойчивым усилиям выдающегося врача английского флота сэра Жильберта Блена (Gilbert Blane) адмиралтейство издало распоряжение об употреблении лимонного сока.

С целью купировать тифозные и паратифозные инфекции на флоте смешивают воду с вином и ромом.

Тиф особенно поражал суда французского флота до 18-го века.
В 1745 AD на эскадре графа Рокфейль в продолжение нескольких месяцев крейсерства в Ламанше выбыло около 200 больных тифом, и сам граф погиб от этой болезни.

Тиф иногда сочетался со скорбутом.
В 1746 AD в эскадре князя д'Анвиль за трёхмесячный переход в Северную Америку заболело две трети экипажа.
По приходе в Америку больные были высажены на берег в особый лагерь, но место было выбрано неудачно, болезни распространялись, князь сам пал жертвой их, a его заместитель с отчаяния лишил себя жизни.
Когда покинули зто злополучное место, больные были размещены для отправления на родину на особые суда, превращенные в госпитали.
Сам главный врач эскадры, Шардоль-де-Курсель, тяжело больной, был отправлен на родину на небольшом торговом судне, на котором в пути умерло 221 (из 261) больных
Оставшиеся в живых были отправлены в госпиталь в Рошфор, но из них выздоровели только 2-3 человека, в числе последних и доктор Шардоль-де-Курсель, описавший это ужасное путешествие.
Повальные болезни препятствовали, таким образом, совершению морских экспедиций и уносили больше жертв, чем самые кровопролитные сражения.

Отдельная тема -это сама навигация, прокладка курса и счисление и мореходность кораблей

Reply

obergefreiter January 9 2010, 14:57:02 UTC
Все перечисленное Вами я прекрасно знаю. И? Из экспедиции, "по легенде", вернулся каждый десятый. По-моему, противоречий тут нет.

Что касается последствий -- как раз были эти последствия. Экспедиция Лоайсы, например. Или тоже легенда :) ?

Reply


Leave a comment

Up