Вуди Аллен - сценарист, режиссёр, актёр, писатель, продюсер и музыкант - художник в широком смысле слова. К его творчеству можно относиться по-разному, но нельзя отрицать, что то место в мировой культуре, которое он занимает на протяжении десятков лет, заслуженно и достойно.
Не являясь членом Американской Киноакадемии, Вуди Аллен творит независимо от сиюминутных требований и модных тенденций, самовыражаясь в своих фильмах так, как ему хочется, не подстраиваясь ни под кого.
Нередко Мастер рассказывает о важном лично для него, делится своими взглядами на мир, вкусами и переживаниями. Особенно в период раннего творчества, Вуди Аллен любил сам исполнять главные роли, создавая образ коренного ньюйоркца, интеллигентного человека с определённой душевной проблематикой. Позже он не раз возвращался в свои фильмы как исполнитель, насколько успешно - не мне судить.
Иногда, приглашая на главные роли талантливых актёров, он придавал сыгранным ими персонажам собственные черты - так было, например, в «Midnight in Paris» (2011) и в "A Rainy Day in New York" (2019).
"Дождливый день в Нью-Йорке"
О сюжете
Гэтсби Уэллс (Тимоти Шаламе) учится в Ярдли - престижном колледже в составе Лиги Плюща. Гэтсби родом из состоятельной и образованной нью-йоркской семьи, маман заставляет его читать нужную ей литературу и слушать её любимую классическую музыку. Молодой человек не в восторге от запросов маменьки, у него есть собственные вкусы и предпочтения. Одно из таких «предпочтений» - сокурсница Эшли Энрайт (Эль Фаннинг), дочь банкира из Аризоны. Гэтсби видит в Эшли девушку своей мечты, он едет с ней в Нью-Йорк чтобы показать город и пробыть вместе. Только у Эшли в «Большом Яблоке» свои планы.
Зашифрованное послание Вуди Аллена
Ассоциация имени главного героя Гэтсби с романом Фрэнсиса Скотта Фицджеральда не случайна.
Как и его знаменитый тёзка, Гэтсби Уэллс чувствует себя некомфортно в высшем обществе, к которому принадлежит, налицо очевидный диссонанс - убеждения и ценности, присущие молодому человеку, далеки от идеалов привилегированной публики.
Джей Гэтсби, как известно, имея иное происхождение и образование, также вращался в избранных кругах.
Вторая ассоциация видится в неправильной оценке «предмета обожания» - и тот и другой Гэтсби наделяли возлюбленных качествами, которых у них на самом деле не было.
Отсюда, словно в шахматной партии, можно перейти к следующей «фигуре» - героине Эль Фаннинг. Только «переход в эндшпиль» окажется настолько очевидным спойлером, что может испортить впечатление от картины.
Об актёрах и персонажах. Тонкий эстет и изящная дурочка.
Тимоти Шаламе своими манерами, движениями и походкой неуловимо напоминает Оуэна Уилсона в «Полночи в Париже», сиречь самого Вуди Аллена. Тимоти органичен, его исполнение филигранно. Давно стало очевидно, что в лице Шаламе мир кинематографа приобрёл новую яркую звезду. О его персонаже, Гэтсби Уэллсе, сказано выше.
Эль Фаннинг покоряет искренностью: её героиня как бабочка - красивая внешне и пустая внутри. Дурь тоже можно изобразить изящно, что, собственно, и делает актриса на протяжении всего фильма.
Не всё так однозначно с Селеной Гомес. Чан Тайрелл должна быть прямой противоположностью Эшли Энрайт, то есть рациональной и остроумной. Получилось несколько топорно.
Лив Шрайбер имеет слишком мало экранного времени, его персонаж - режиссёр Ролан Поллард - запоминается как какой-то подвыпивший тип.
Джуд Лоу в роли сценариста и писателя Теда Дэвидоффа напоминает шута, его движения и поступки нелепы и неприятны.
Диего Луна как «пятое дерево в третьем ряду» - Франциско Вега та ещё кинозвезда, больше походит на манекен.
Дыхание Города
Что неизменно в фильмах Вуди Аллена - так это удивительная атмосфера, настроение передаётся каждым кадром независимо от локации. Идеальное сочетание цвета, света и тени подчёркивает эмоциональное состояние героев и ход событий.
Маленькое «но»
Всё было бы прекрасно за исключением вышеупомянутых «киношных деятелей», если бы Вуди Аллен не переборщил с пошлятинкой. Даже «Вики Кристина Барселона» по сравнению с «Дождливым днём в Нью-Йорке» выглядит более благородно, несмотря на «тройничок» и откровенно лёгкие нравы.
Чтобы соблюсти приличия и не оскорбить Мастера, выскажусь так: если во фразе «наконец пришла зима» видеть смысл, отличный от смены времён года, тогда «юмор» картины зайдёт на ура.
Возможно я неправа и всё дело в дубляже - тогда просьба указать источники, помимо полного фильма в оригинале (нет доступа), которые помогли бы оценить авторский текст.
В итоге
Лёгкая, красивая, стильная, не лишённая смысла мелодрама. Ценителям творчества Вуди Аллена должна понравиться.
7 из 10