Перед началом учебного года школа выдает список необходимой канцелярии. Родители закупают все по списку и приносят в класс в первый учебный день. Список включает в себя всевозможные тетрадки, альбомы, ручки-карандаши-фломастеры, клей и даже носовые платочки. Тетрадки подписываются, а все расходные материалы складываются в общую корзину, откуда потом достаются по необходимости. Кроме того, нужны две матерчатые сумки (без ручек, с клапаном на липучке) с эмблемой школы: одна - поменьше - для дневника и домашних заданий, другая - побольше - для библиотечных книг. Все необходимое для учёбы хранится в классе, а домой дети берут только то, что нужно для конкретного домашнего задания. Домашнее задание начинается прямо с первых дней . Для начала это просто чтение. Дети получают домой маленькие книжечки, каждый день разные . Книжки эти из разряда "два слова на страницу", с простыми словами и однотипными предложениями. Дети сначала читают эти книжки в классе с учителем, а потом должны прочитать дома с родителями, обсудить (!) и записать комментарии в специальном дневнике. Поначалу, конечно, пишут родители, и я уже вешаюсь от необходимости каждый день комментировать книжки типа "это красный шарик, это синий шарик".
Тут надо отметить, что чтению в местных школах учат совсем не так, как нас в своё время. С самых первых дней дети заучивают разные простые слова, запоминая их как картинку и просто соотнося со звучанием. Слова для запоминания учитель пишет в маленький блокнот, по 5-6 слов на неделю. В конце недели проверка: не запомненные слова переходят на следующую неделю, на место запомненные даются новые. Смысл всего этого эксерсиза в том, чтобы ребёнок начал читать как можно скорее, не дожидаясь принципа сложения букв в слоги и слогов в слова и даже не обязательно зная все буквы.
Раз в неделю бывает " библиотечный день", у каждого класса свой определённый час. В условненное время весь класс идёт в школьную библиотеку (снимая перед входом обувь!), сдаёт имеющиеся книжки и берёт новые. Разрешается брать по две книги на человека. В принципе, приходить в библиотеку и читать можно на большой перемене в любой день, но брать книги домой - только в библиотечный.
Раз в неделю урок информатики: компьютерный класс находится по соседству с библиотекой и при входе туда почему-то тоже надо называться. На информатике малышей учат сначала простым навыкам общения с компьютером: вводить логин-пароль, управляться с какими-то простейшими (обучающимися) играми. В компьютерном классе стоят обычные десктопы и учителя говорят, что в последние пару лет столкнулись с очень неожиданной проблемой: дети не умеют обращаться с мышкой! Они пытаются возить пальцами по экрану и жалуются: "Не работает! Не работает!"
Есть в школе и физкультура. Раз в неделю, в спортзале или на школьном футбольном поле. В первых трёх ( или четырёх?) классах занимаются все вместе: гоняют мяч по полю, развивают танец, а потом начинается специализация и каждый выбирает вид спорта, который ему по душе (из предложенного). С четвёртого класса на физкультуру требуется специальная форма, то есть помимо обычной школьной формы нужна ещё и спортивная, покупается в той же школе.
С первых же дней учёбы дети в школе что-то мастерят, исследуют, придумывают. Тема этой четверти - растения и все с ними связанное. Класс уже вырастил бобовые ростки, засеял грядку семенами подсолнечника, смастерил смешных колобков с травяным волосами (старый носок набили землей с семенами, приляпали глаза-нос из пуговиц и посадили в чашки в водой) и высадил на ближайшую клумбы какую-то уже цветущую рассаду. Красота, в общем.
По этой же четвертной теме делаются и доклады - News. Ученик готовит небольшую презентацию с иллюстрацией (в любом виде - рисунок, поделка, аппликация) размером с А4 и докладывает потом перед всем классом. На самом деле, как сказала учительница, тема доклада - дело десятое и может быть любой, какая нравится ребёнку. Главное же - научить детей внятно и связно излагать свои мысли перед группой людей. Наши уже докладывали по разу :)
Мне нравится, что в школе (нашей, по крайней мере) царит очень дружелюбная, почти домашняя атмосфера. Директор школы знает по имени всех (!) учеников - а их, на минуточку, почти 800 человек. Кроме того, в школе действует система шефства ( buddy) , когда к каждому из младших классов приставлен один из классов постарше. Каждый день два человека от них приходят к своим подшефным, помогая учителю в классе, играя с малышами на детской площадке во время перемены, помогая при необходимости переодеться или сходить в туалет. Учитывая, что в школу приходят пятилетки, подобное шефство очень и очень помогает, особенно в первые дни, когда новичкам ещё очень сложно ориентироваться в этом незнакомом и запутанность месте. Разумеется, от такой системы выигрывают все: и подшефным, и учителя, и сами шефы, которые учатся заботиться о других.
Самое главное, чего пытается добиться школы с начинающими - это чтобы дети ходили в школу с удовольствием. А уж остальное приходится.