Про школу в Новой Зеландии

Sep 04, 2015 00:20


Про новозеландские школы стоит рассказать отдельно, потому что уж очень они отличаются от тех заведений, где учились мы.

Дети в Новой Зеландии идут в школу в пять лет. Вот буквально: исполнилось пять - тебя уже ждут в школе. И хотя закон всего лишь требует, чтобы к шести годам дети уже где-то учились, подавляющее большинство идет в школу в свой пятый день рожденья (или в ближайший учебный день после). Перед тем, как "официально" начать ходить в школу, для детей организуется несколько ознакомительных визитов: один раз - короткое, буквально на час, занятие для всех поступающих в следующей четверти, а потом еще два-три "тренировочных" визитов на пол-дня, когда дети идут уже почти по-настоящему с свой будущий класс и занимаются там до обеда. Обычно такие "тренировки" проводятся по пятницам, за неделю и за две до официального зачисления.
Сначала дети попадают в нулевой класс, по мере заполнения параллели (20 человек) открывают следующую - и так до конца учебного года, где всех нулевок тестируют и определяют, пойдут они дальше в первый класс или сразу во второй. С началом следующего учебного года начинается уже привычная нам модель перехода из одного класса в другой.

Учебный год в Новой Зеландии начинается в начале февраля и заканчивается во второй половине декабря. Каждые два-два с половиной месяца случаются каникулы: три раза по две недели (вторая половина апреля, первая половина июля и первая половина октября) и длинные летне-рождественские (с конца декабря до начала февраля). Учатся двенадцать лет, при этом с нулевого по шестой класс - это начальная школа (Primary), седьмой и восьмой класс - средняя (Intermediate) и с девятого по двенадцатый - старшая (High School). Каждая школа - это совершенно отдельное заведение, хотя начальная школа довольно часто объединена со средней и тогда она называется Full Primary, а старшие школы, как правило, зовутся колледжами.

Школы бывают государственные (бесплатные), так называемые интегрированные (полу-частные, условно-платные) и частные (хорошо платные, хотя все равно дешевле детского сада). Министерство Образования присуждает школам некий рейтинг, основанный на обеспеченности родителей школьников. От рейтинга зависит размер дополнительного финансирования, выделяемого школе, и пересчитывается он каждые несколько лет по итогам переписи населения. Многие школы, особенно популярные, вынуждены ограничивать количество принимаемых детей, для чего используются школьные зоны - территориальные ограничения на место жительства потенциальных учеников.
Можно обучать ребенка дома, хотя это надо должным образом оформлять. Анскулиг в Новой Зеландии запрещен, насколько я знаю.

В большинстве школ есть установленная форма одежды, причем в каждой школе - своя. Школьная форма включает в себя буквально все, от обуви и носков до курток и панамок. Некоторые школы идут на послабления и разрешают, например, ходить в неформенных куртках (читай - без эмблемы школы), лишь бы цвет был правильный, другие требуют носить только школьные носки (в комплекте с шортами) даже при нулевой температуре, а колготки или длинные брюки школьной формой не предусмотрены по определению. При этом продается форменная одежда только в самой школе, стоит безумных денег и является излюбленной темой родительских страданий.

Новозеландские школы обычно представляют собой комплект одно- (реже двух-) этажных домиков, разделенных на несколько учебных комнат. За редким исключением, комнаты между собой не сообщаются и все двери выходят на улицу. Еще на территории школы всегда есть пара детских площадок (для детей помладше и постарше), несколько спортивнх площадок и футбольное поле. Младших стараются отделать от старшеклассников территориально, поэтому учебные классы для первых трех классов устраивают, например, на одном конце школьной территории, а последние два-три класса - на другом.

Еще один пункт, который поначалу совершенно сбивает с толку наших соотечественников: перед началом каждого учебного кода классы перетасовываются и каждый год у детей новый учитель. С какого-то момента (класса с четвертого, по-моему), по мере углубления программы, начинают приходить учителя-специалисты по конретным предметам.

Занятия начинаются в 9 утра (хотя приходить надо, как минимум, минут за десять до) и заканчиваются в 3 часа дня, хотя это может варьироваться от школы к школе. Две большие перемены: в 10 утра на завтрак (Morning Tea) и в 12:30 на обед (lunch). До перерыва на обед время обычно уделяется академическим занятиям, после обеда - всему остальному: творческие проекты, спорт, музыка, информатика, библиотека и т.п.

Еду надо приносить с собой, и питьевую воду тоже, хотя на территории школы полно питьевых фонтанчиков и работает буфет. Буфет, правда, особенный: детям не разрешается самим туда приходить и что-то покупать. Вместо этого родители должны заполнить бланк заказа (!) и бросить его в специальный ящик, которые стоит в административном здании. С приложенными деньгами, разумеется. Буфетчица соберет "полноценный здоровый обед" и отнесет его сама в класс перед переменой. Потом весь класс берет в руки свои сумочки/коробочки с едой, выходит на улицу, садится на бетонные ступеньки (или на асфальт, кому как повезет) и ест. После чего все бегут резвиться на детскую площадку до следующего звонка.
Вроде как, в колледжах и прочих старших школах детям доверия уже значительно больше, поэтому там нередки столовые с вменяемыми меню, так что необходимости брать с собой еду из дома уже нет. Но это, опять же, сильно зависит от школы.

Нулевой класс, особенно поначалу, мало отличается от детского сада. В комнате стоят небольшие низкие столики, вокруг которых сидят дети, когда рисуют или делают поделки. Есть доска (типа большого мольберта) с подставкой, на которую учитель ставит картинки, читаемые книжки, прочие учебные материалы. Дети при этом сидят на полу перед доской. Есть довольно большая зона с играми, паззлами, конструкторами и прочими развивалками. И есть уголок отдыха, где на полу навалены подушки и дети могут просто прилечь и отдохнуть.

Уф, целый трактат получился. А ведь это еще не все!

малышня, НЗ, знаете ли вы

Previous post Next post
Up