Ужасы маркетинга. Теперь о книгах

Jul 04, 2015 09:02



Я уже писал недавно о плохом маркетинге, но сегодня рекламщики задели за живое - за мою любовь к литературе.

Смотрел ленту в инстаграме и увидел фотографию издания "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Сначала порадовался за чудесную Наташу, которой предстоит книгу читать, потому что роман невероятно силён эмоционально, прекрасен композиционно и остроумен на грани, хотя его аудиоверсия, начитанная самим автором, даже живее "бумажной". Один из лучших романов о любви, но не о той, что нам пытаются втюхать в поп-драмах, - про неё и так в избытке, а о любви между родителями и детьми, о которой многие забыли. Про фильм молчу, ибо он вообще о другом и к книге отношения имеет мало.

Но потом всмотрелся в обложку и подавился кофе."Эксклюзивная новая классика" - красуется там. Эм... ну ладно, можно простить сочетание несочетаемого "новая" и "классика" - это древний как мир рекламный приём. Но что значит "эксклюзивная"? В смысле книга в одном экземпляре и только этого издательства? Да нет, её много издавали и разошлась она хорошим тиражом. Или в смысле её может понять кто-то эксклюзивный, не такой как простые смертные? Хипстер, например, и любитель Педро Альмодовара? Или в текст данного издания внесены изменения и теперь половина героев - чёрные? Какие ещё предположения?

Каждое слово в этой надписи - образец плохого вкуса и бездарного маркетинга. Да ещё и 18+ рядом. Я знаю, что закон обязывает, но что-то не припомню в книге ничего такого. Проблема в том, что продавец думает о покупателе очень плохо, недооценивая его способности и мотивацию. Я прекрасно представляю человека, который пришёл в магазин специально за этим романом или ему посоветовали почитать - он посмотрит, полистает и купит. Потому что ему стало интересно и понравился язык. Как это сделала Наташа, которая давно хотела эту книгу прочесть. А вот кого именно эта надпись может заставить совершить покупку? Я такого человека даже гипотетически не вижу. Это как написать на пачке с яблочным пюре "Раскачай вечеринку" или на зубной пасте - "Экономия топлива 15%" - нет попадания в целевую аудиторию. Это даже не в "молоко", это вообще мимо цели.

Потенциальный читатель Санаева видится мне человеком, ищущим чего-то эмоционального и остроумного, ему важнее испытать чувства, а не выделиться "эксклюзивностью", "классичностью" и тем, что ему больше восемнадцати.

литература, психология

Previous post Next post
Up