Евгений Леонов

Jan 29, 2020 19:58

родился 2 сентября 1926 года в Москве. Родители его работали на авиазаводе: Павел Васильевич - инженером, Анна Ильинична - табельщицей. Леонов-старший много рассказывал сыновьям о самолетах, знаменитых конструкторах, так что мальчишки готовились стать летчиками. Семья жила скромно, занимая на четверых две небольшие комнаты в коммунальной квартире.
Окончив школу, Женя устроился на авиазавод учеником токаря. Много лет спустя он писал: "Запомнил я какую-то сценку Ивана Горбунова, был такой актер и писатель в прошлом веке, и мне страстно захотелось ее кому-то пересказать. Слушатели нашлись в цехе, где я работал. Смеялись от души. Может быть, там, на заводе, родилась у меня мечта стать актером".
В 1943 году Евгений поступил в Авиационный техникум им. С. Орджоникидзе. Но интерес к театру все-таки победил: выдержав экзамен, он перевелся в Московское театральное училище. Леонов учился увлеченно, пропадая на студии с восьми утра до часу ночи. Он всегда с благодарностью вспоминал своих учителей Е.М. Шереметьеву и А.А. Гончарова.
После училища Леонов работал в Театре Дзержинского, а с 1948-го - в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского. Как актер массовки он получал мизерную зарплату, что приводило его в отчаяние. "В театре, когда я еще на сцену не выходил, ничего не играл, бегал в массовках, тоже помню щемящее чувство тоски, неуверенности".
И в кино он начинал с массовых сцен. В 1951 году Леонов появился в эпизодической роли кока в фильме Немоляева "Морской охотник". Прошло еще три года, прежде чем Леонов получил две запоминающиеся роли: в картинах Хейфица "Дело Румянцева" и Столпера "Дорога".
"Я никогда не забуду доброе лицо, добрые глаза Виталия Доронина, с которым я снимался в фильме "Дорога", - вспоминал Леонов. - Я, наверное, чего-то не умел, но там я из себя выходил, фантазировал, а Доронин поддерживал, и действительно, иногда снимали, как я предлагал. Там подобралась удивительная компания, что для меня, молодого актера, для мальчишки, имело большое значение: на свете есть такие хорошие, такие доброжелательные люди... И в "Деле Румянцева" была какая-то особая, дружеская атмосфера, когда хотелось сделать больше, чем ты умеешь... Обе роли были сложными и интересными, так как на первых порах в кинематографе, да и в театре, меня признавали только как лирико-комедийного актера и роли предлагали похожие одна на другую".
В середине 1950-х годов в Театр имени Станиславского на должность главного режиссера пришел Михаил Яншин. Но в жизни Леонова ничего не менялось. Он уже подумывал уйти из театра, как Яншин неожиданно назначил его на роль Лариосика в спектакле "Дни Турбиных" М. Булгакова. В процессе работе над этой ролью молодой актер пришел к выводу, что искусство простоты - самое трудное искусство. "Я тогда понял, - рассказывал Леонов, - что Яншин все пропускал через правду". Тридцать раз на репетиции он выходил, чтобы сказать: "Вот я приехал", - но режиссер был все недоволен...



"Есть роли, вернее характеры, которые что-то решают для актера на всю жизнь, - продолжал Леонов. - Таким для меня был и остается этот смешной кузен из Житомира. Вы себе не можете представить, как дорого он мне дался, хотя я сыграл его едва ли не тысячу раз, но каждый раз словно дебют. Может быть, так и надо - ставить под сомнение себя, свои возможности, каждый раз начинать с нуля и плакать по ночам от горя, что бездарен, идти на спектакль, волноваться и никогда ни в чем не быть уверенным".
В 1957 году во время гастролей в Свердловске (Екатеринбурге) Леонов познакомился со своей будущей женой. Ванда Стоилова училась в музыкально-педагогическом училище. Несколько месяцев они переписывались, прежде чем девушка переехала в Москву, где поступила на театроведческое отделение ГИТИСа.
В 1959 году у Леоновых родился сын Андрей.
В это время глава семьи находился на съемках фильма "Полосатый рейс" в Ленинграде. В родном театре он не имел дублеров и почти месяц курсировал по маршруту Москва - Ленинград. Сыграв в картине режиссера Фетина незадачливого "укротителя" буфетчика Шулейкина, Леонов сразу стал всенародным любимцем.
"До "Полосатого рейса" Леонов сыграл немало комедийных ролей, - пишет биограф Нинель Исмаилова, - и все его герои были заразительно смешны: и наивный ленивец милиционер Сердюков в фильме "Улица полна неожиданностей", и придурковатый Кристи в спектакле "Ученик дьявола", и нелепый в своем энтузиазме завхоз в фильме "Не имей сто рублей", и уморительный Федя в "Повести о молодоженах", и Саша Смирнов в фильме "Произведение искусства". Леоновские персонажи, сценические и экранные, вызывали смех в зрительном зале при первом своем появлении. И каждая из этих работ открывала какую-то грань комедийного дарования артиста. Но "Полосатый рейс" вобрал все разнообразие комедийных красок; здесь мы впервые увидели, что Леонов - буф, эксцентрик, и при этом гротеск он умеет соединять с правдой характера".
После "Полосатого рейса" у Леонова появляется масса заманчивых предложений. В 1962 году его даже пригласили играть в оперетте "Черемушки", экранизации произведения Д. Шостаковича.
Леонов уже считался актером комедии, когда режиссер Фетин пригласил его на роль донского казака Якова Шибалка в экранизации рассказов М. Шолохова "Шибалково семя" и "Родинка". Леонов сначала не соглашался, да и худсовет "Ленфильма" был против его кандидатуры, но Фетин пошел на риск и победил. Фильм "Донская повесть" (1964) на Международном кинофестивале в Нью-Дели получил почетный приз, а Леонов был удостоен приза "Серебряный павлин" как лучший исполнитель мужской роли.
В 1966 году Москва увидела Леонова в роли царя Фив Креона в пьесе Ануя "Антигона". Эту интеллектуальную драму ставил Борис Львов-Анохин.
Для театра "Антигона" была серьезным испытанием, и труппа его выдержала с честью.
Как вспоминает сам Леонов: "Успех был большой. Какой-то обвал газетно-журнальный, писали так много и хорошо, интересно, что мы удивлялись".
Львов-Анохин рассказывал: "...Не риторика, не злодейство, не царственность Креона нужны были мне, а именно его житейская неопровержимость и оснащенность. Именно то, что называется житейской мудростью, и сыграл Леонов - с горьким и убедительным юмором, и даже добротой, и теплотой, и с тем, что этот человек манит к какому-то житейскому уюту, и больше - к счастью, к радостям человеческим".
Многие, увидев Евгения Леонова в роли Креона, говорили, что он открылся для них как артист огромного диапазона.
За все время работы в Театре имени Станиславского он не сорвал ни одного спектакля. Как он сам вспоминал позднее: "Болел я, с воспалением легких играл, падал на сцене, камфору вкалывали на спектакле. Однажды в Ленинграде "Дни Турбиных" с температурой сорок играл. Но спектакли из-за меня не отменяли".
Леонов продолжает успешно работать в жанре комедии: в фильме Эльдара Рязанова "Зигзаг удачи" (1969), где он сыграл роль скромного фотографа Орешникова, ставшего обладателем счастливого лотерейного билета, в сатирической картине Георгия Данелия "Тридцать три" (1965).
Во время съемок в картине "Чайковский" (1969) Леонов впервые в жизни побывал в Англии и Франции, причем во Франции прожил почти месяц. Но уже через 15 дней его потянуло в Москву... На отдых Евгений Павлович обычно отправлялся с женой и сыном в подмосковную деревню Давыдково, где жила многочисленная родня матери. "Я не рыбачу и не охочусь, - говорил он, - просто хожу, дышу, думаю и вспоминаю".
В Театре имени Станиславского Леонов проработал 21 год и сыграл 34 роли. В 1969 году он перешел в Театр имени Маяковского.
После того как голосом Леонова заговорил мультипликационный медвежонок Винни-Пух, он стал любимцем детворы. В дальнейшем еще не раз герои мультфильмов будут говорить и петь его голосом.
В 1970-х годах Евгений Леонов снялся в целом ряде картин, ставших классикой российского кино.
В "Джентльменах удачи" (режиссер А. Серый) он сыграл сразу двух персонажей: вора-рецидивиста по кличке Доцент и директора детсада Трошкина, милого, доброго человека. В 1972 году картина вышла на широкий экран и сразу же побила все рекорды популярности. Как отмечали критики, Леонов опирался в этой работе не только на мастерство и тонкое умение пользоваться всем арсеналом своих актерских данных, но больше - на истинность переживаний, на достоверность эмоций.
Этапным в творческой биографии артиста стал фильм "Белорусский вокзал" А. Смирнова. Леонов играл простого слесаря, одного из боевых друзей. "Счастьем была роль Ивана Приходько в фильме "Белорусский вокзал", - отмечал актер. - Это добрый, мягкий, чистый человек, умеющий всегда быть прямым и честным. Он сумел сохранить открытые на войне истины, не разменять, не потерять их на дорогах жизни... В нем огромный запас человеческой прочности. Вот он и с виду вроде неказистый, и ничего такого в жизни не добился - обыкновенный слесарь, как это говорится, "маленький человечек". А на проверку получается большой. Потому что мудр своей добротой, доброжелательностью к людям и очень скромен по отношению к себе".
Среди удачных фильмов Леонова этого периода: "Карусель" (1970), "Совсем пропащий" (1973), "Премия" (1974),"Афоня" (1975), "Легенда о Тиле" (1977), "Женитьба" (1978), телефильмы "Большая перемена" (1973), "Старший сын" (1975), "Дуэнья" (1978), "Обыкновенное чудо" (1978).
Одна из самых ярких и значительных работ актера - роль Сарафанова в телефильме Виталия Мельникова "Старший сын". "Чудак, способный только любить и верить, верить и любить, скромный кларнетист, всю жизнь сочиняющий ораторию "Все люди братья", Леонов - Сарафанов своим простодушием и добротой буквально потрясает", - пишет биограф Исмаилова.
В 1974 году Леонов ушел из Театра имени Маяковского. Ушел, несмотря на то что блистательно играл Ванюшина в пьесе С. Найденова, Нарокова в "Талантах и поклонниках" А. Островского, Санчо Панса в мюзикле "Человек из Ламанчи" Д. Вассермана и Д. Дэриона...
"Дети Ванюшина" были леоновским триумфом. "Интересно, что первоначально эту роль должен был играть знаменитый Свердлин, - говорил режиссер Андрей Гончаров. - А я задумал совсем другое решение, где была нужна принципиально иная актерская индивидуальность. Мне виделся трагифарс о том, как невежество и слабость духа губят семью. Я воображал, как бегает по сцене-дому беспомощный глава семьи и истошно кричит: "Свистать всех наверх!" Это мог сыграть только Женя".
Леонов воплотил все надежды режиссера, и когда ушел из театра, спектакль был снят - замены ему быть не могло.
И еще в одной роли Гончаров хотел видеть только Леонова - в роли Санчо Панса. "Женя вступил в соревнование с крупнейшими актерами мира, которые играли на сцене и на экране эту роль. Признаюсь, ничего подобного сыгранному Леоновым я не видел и не вижу до сих пор". Санчо Панса Леонова был вроде и смешной, но добрый, во всем помогающий Дон Кихоту.
В то время Евгений Павлович много времени уделял кино, и режиссеру приходилось месяцами ждать его на репетиции. Терпение Гончарова в конце концов лопнуло.
Андрей Гончаров ревностно относился к тому, что актеры театра играют в кино, однажды увидел Леонова в рекламе рыбы. Режиссер рассердился, собрал труппу и пустил шапку по кругу, чтобы собрать денег, мол, Евгений настолько бедствует, что опустился до съемок рекламы.
И Леонов ушел в Театр имени Ленинского комсомола.
Его первой большой работой у Марка Захарова была роль Иванова в пьесе Чехова. "Иванов являлся публике разноликим: гордым героем, обличителем и жалким, изжившим себя человеком. Леонов не старается приукрасить, возвеличить Иванова, но внутренне он берет его под защиту. Его Иванов без вины виноватый", - пишет Исмаилова.
Евгений Павлович обожал Чехова, "этого великого открывателя добра в человеческих душах". Его первой чеховской ролью был Нюхин в фильме Швейцера "Карусель". "Смех и слезы, натуральность и гротеск - отсюда и рождается трагикомедия, - отмечал Леонов. - Нюхин - одна из немногих ролей, которые мне самому интересно смотреть".
В 1978 году Леонову было присвоено звание народного артиста СССР. Он пользовался невероятной популярностью. "Мы были на гастролях, по-моему, в Саратове, - рассказывает актер Александр Збруев.
- И я помню - мы шли с ним по улице на какой-то концерт. Мы шли, и параллельно ехал трамвай. И вдруг трамвай встал. Не на остановке. И все пассажиры в открытые окна вылезали и кричали: "Леонов! Леонов! Леонов! Леонов!!!" Евгений Павлович шел потихонечку и так же потихонечку за ним следовал трамвай. Мы повернули за угол, и как не случилось катастрофы - неизвестно: у вагоновожатой явно было намерение поехать за ним, независимо от того, есть рельсы или нет".
Леонов всегда был готов помочь коллегам по театру, за что его прозвали "наш хлопотун". Он отправлялся в высокие инстанции и "выбивал" квартиры и новые ставки для своих коллег, просил стройматериалы для театра, деньги на ремонт. Евгений Павлович был внешне застенчив, меланхоличен и вместе с тем всегда готов для самых смелых и неожиданных поступков.
В 1980-е годы Леонов снялся сразу в трех фильмах Георгия Данелия: "Осенний марафон" (1980), "Слезы капали" (1983) и "Кин-дза-дза" (1986). А также в картине Марка Захарова "Убить дракона" (1988).
"Осенний марафон" собрал массу призов на кинофестивалях - в Сан-Себастьяне (Леонову там же была вручена премия за лучшую мужскую роль), в Душанбе и Хамрусе. Сам же Евгений Павлович был в восторге от работы Басилашвили в роли Бузыкина: "Смешно даже, что в Италии "Осенний марафон" принес премию за лучшее исполнение мужской роли мне, а не Басилашвили. Я-то там обыкновенный. Какой всегда у Данелия, - осмысленный чуть шире фабулы эпизод, и никакой новости".
Леонов сыграл немало эпизодических ролей, и всегда эпизод в его исполнении приобретал необыкновенную ценность для всего художественного спектакля или фильма.
В театре Леонов исполнял роли: Отца в пьесе "Вор" В. Мысливского, проштрафившегося партийного руководителя в "Диктатуре совести", крестьянского ходока в пьесе "Синие кони на красной траве" М. Шатрова. В "Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского Леонов, по мнению режиссера Захарова, "сумел создать своего рода энциклопедию "номенклатурного негодяя".
Летом 1988 года театр со спектаклем "Диктатура совести" приехал на три дня в Гамбург, на театральный фестиваль.
Здесь Евгений Павлович почувствовал себя плохо. Инфаркт. После операции на сердце он пролежал в коме 16 суток.
Реабилитационный период у Леонова занял ровно четыре месяца. Больше лечиться он не захотел, так как мечтал выйти на сцену в роли Тевье-молочника в "Поминальной молитве" Г. Горина. Мудрость героя пьесы - прежде всего в юморе и доброте. Премьера превратилась в настоящий триумф актера. Вместе с Евгением Павловичем на сцене был его сын Андрей, игравший деревенского писаря Федю. По окончании спектакля долго не смолкали аплодисменты, сцена утопала в цветах...
"Счастье - это когда тебя понимают, - когда-то писал Леонов своему сыну. - Я желаю тебе этого счастья. Когда у незнакомого и родного человека - зрителя - блеснут на глазах слезы или у кого-то вырвется "браво", ты узнаешь, что такое театр и зачем связал с театром свою жизнь".
В 1990-е годы он снялся только в двух комедиях: у Данелия в "Паспорте" (1990) и у Щеголева в "Американском дедушке" (1993).
29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов ушел из жизни.
Он умер, переодеваясь в сценический костюм для своего очередного спектакля.
О причине смерти Леонова стало известно позже. Актера погубил оторвавшийся тромб.
Потрясенные зрители не возвратили билеты в кассу. С зажженными свечами они несколько часов простояли у входа в театр...
По материалам: http://the100.ru/actors/leonov-yevgeny-pavlovich.html
https://mir24.tv/articles/16375732/vsya-moya-zhizn-chereda-obid-kak-evgenii-leonov-stradal-ot-nedostatka-lyubvi-i-nezhnosti



Через всю мою жизнь, как и через жизнь каждого человека,
прошло столько лиц, людей.
С кем-то сталкивался ближе,
а с кем-то просто ехал в машине со съёмок.
Но ведь каждый человек, если заглянуть ему в глаза, это целый мир.
Будь восприимчив к этим мирам.
Здесь начало искусства.
(«Письма сыну»)

Кино

Previous post Next post
Up