На лицевой стороне изображён памятник Петру Великому в Архангельске.
Это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил самодержца в момент Полтавской битвы.
Удивительна судьба монумента: в 20-е годы прошлого века статую сбросили с постамента как «гидру капитализма». 13 лет монумент просто валялся на берегу, пока его не отправили в краеведческий музей. Только в 1948 году статуя заняла свое законное место на набережной Двины, в том самом месте, откуда и пошел город Архангельск.
Существуют неверные мнения, что изображённый на купюре трёхмачтовый парусник - барк “Седов” приходивший в Архангельск в 1984 году на 400-летие города (на самом деле он имеет четыре мачты) или шхуна “Запад”, до 2005 года бывшая музеем. Хотя в официальном ответе Департамента наличного денежного обращения Центробанка России утверждается, что на модификацию 2010 года был помещён обобщённый образ, созданный художниками из изображений нескольких парусников, бывший главный художник «Гознака» Игорь Крылков признал, что в последний момент (перед утверждением дизайна 500-тысячной банкноты 1997 года) заменяя не удовлетворившее ЦБ современное речное судно, перерисовал с фотографии никогда не заходивший в российские воды учебный корабль ВМС Аргентины.
На оборотной стороне купюры изображён легендарный Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море.
Монастырь возник в XV веке, в советские годы сюда ссылали политических заключённых. Это был лагерь особого назначения. Теперь Соловки внесены в список ЮНЕСКО и охраняются государством.
На 500-рублевой купюре образца 1997 года есть любопытный момент.
На фотографии изображены Соловки, но на куполах отсутствуют кресты, зато крыши - четырехскатные. Такой вид они имели после пожаров 1923 и 1932 года. Именно в то время в монастыре располагалось одно из подразделений ГУЛАГа.
Позже купюру перевыпустили и на ней Соловецкий Кремль стал изображаться в современном виде. Но старые купюры все ещё встречаются в ходу