Незамеченное поколение. Василий Яновский

Jul 20, 2019 16:05

родился 14 апреля 1905 года в Полтаве в семье служащего.
Рано потерял мать (Ираида Капсова скончалась в 1917 году из-за неудачной операции по удалению аппендицита).
После революции семья Яновского испытала всю тяжесть развязанной большевиками гражданской войны. Спасаясь от голода, разрухи, страха и унижений, будущий писатель в 1922 году вместе с отцом Симоном Яновским и двумя сёстрами нелегально перешёл польскую границу. В 1924 году окончил гимназию в Ровно, поступил на математический факультет Варшавского университета (курса не закончил). С 13 лет писал стихи, а с 18 лет прозу, в 1925 году начал публиковать рассказы в варшавской газете «За свободу!» (под прозрачным псевдонимом Цеяновский). В 1926 году переехал в Париж, где продолжил занятия литературой. Параллельно он поступил на медицинский факультет Сорбонны (на этот раз курс закончил, хотя и с запозданием, в 1937 году защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «Ценность продуктов питания с точки зрения их энергетического потенциала»). Деньги на существование добывал подённой работой в мастерской по окраске тканей (которую основали его приятели, в частности, поэт Валериан Дряхлов).
В Париже Яновский вошёл в состав «младшего» литературного поколения 1-й волны русской эмиграции, сблизился с русскими поэтами - монпарнасцами (Б. Поплавским, В. Мамченко), подружился с Ю. Фельзеном. Посещая литературные мероприятия, организуемые русскими эмигрантами, он познакомился и смог близко наблюдать писателой старшего поколения - И. Бунина, Б. Зайцева, В. Ходасевича, Г. Иванова, Г. Адамовича, Д. Мережковского, З. Гиппиус и др.
Принял активное участие в литературной жизни русского Парижа: в конце 1920-х - 1930-х гг. Яновский - член «Союза молодых поэтов и писателей» (в 1930 году избирался в ревизионную комиссию), литературного объединения «Круг», Религиозно-философского общества, посетитель литературных собраний «Зелёной лампы» и «воскресений» у Д.Мережковского и З. Гиппиус. В 1934 году член издательской коллегии при Объединении писателей и поэтов. Опубликовал несколько книг прозы, печатался также в эмигрантской и французской периодике (помимо своего имени, подписываясь также: В. С. Мирный; В. Я-ский; В. С. Я.; В. С. М.).



Открытие Яновского как писателя произошло после того, как он при помощи М. Осоргина опубликовал в только что созданном им парижско-берлинском издательстве «Новые писатели» свое первое крупное произведение «Колесо» (1930), уже несколько лет как написанное. Построенный на автобиографическом (психологическом и бытовом) материале, «роман воспитания» не только рисовал судьбы детей «страшных лет России» в первые годы советской власти, но и поднимал философские и историософские проблемы. Роман был одобрительно встречен эмигрантской критикой, отмечавшей его трагический колорит, правдивое отображение хаоса и одичания в Красной России, гуманизм героя, сохраненный вопреки царящим жестокости и равнодушию. В стиле писателя критика усматривала следы горьковского влияния, в частности, соединение выспренной рассудочности и эпатирующей жестокости.

Зато следующий роман «Мир» (Берлин, 1931), посвященный изображению русской эмиграции и ее нравов, был единодушно осужден. Жизнь русских за рубежом была показана, по выражению одного из рецензентов Н. Оцупа, как бы с «черной лестницы», человек представал как «существо не чистоплотное и мелко несчастное», «гадко и цинично» предающееся своим порокам, ведущее «подленькое существование», бытие эмигрантов рисовалось «зловонной ямой». После публикации «Мира» всем стало ясно, что Яновский, будучи представителем того же литературного поколения, что и В. Набоков, Г. Газданов, Н. Берберова, Ю. Фельзен, глубоко отличается от них, и как казалось многим, в худшую сторону.

Непониманием и замысла, и его воплощения объясняется холодный прием, который встретила у читателей и критики третья большая вещь Яновского - повесть «Любовь вторая» (1935), где автор пытался найти выход из замкнутого круга трагических коллизий и богоборческих дискуссий в религиозном экстазе и преображении, в несколько искусственном, но действенном просветлении духовной жизни. Еще в большей степени религиозно-философская проблематика получила развитие и художественное воплощение в романе «Портативное бессмертие» (1938-39). Оба эти произведения, особенно второе, интересны не только художественными, но и концептуально-философскими особенностями. Так, в «Портативном бессмертии» ощутимо влияние философии Н. Федорова и Вл. Соловьева, Н. Бердяева и Г. Федотова, антропософии Р. Штейнера и интуитивизма А. Бергсона, идей И. Бунакова-Фондаминского о жертвенном ордене интеллигенции и практике духовного делания, идеологии экуменического движения.

После оккупации немцами Парижа в 1940 (Яновский был непримирим к фашизму и любому национализму, считая, что «нац. идея» противоречит христианству и самим метафизическим основам мира) писатель вместе с женой и дочерью перебрался на территорию свободной зоны, в Монпелье, на юг Франции, затем в Касабланку (Марокко), откуда отплыл в США (июнь 1942). Поселившись в Нью-Йорке, он в 1947 получил американское гражданство и работал врачом-анестезиологом в городских больницах. Творческая активность его в новой эмиграции возросла - хотя Яновский недолюбливал Америку, считая ее грубым имперским государством, как и Союз, страдающим материализмом и бездуховностью. Своей духовной родиной, давшей ему и всем русским подлинную свободу - политическую и творческую - он продолжал считать Францию.

Совместно с Е. Извольской и А. Лурье организует экуменическое общество «Третий час», издающее одноименный журнал на трех языках; сотрудничает с эмигрантскими изданиями «Новый журнал», «Новоселье», «Опыты». Помимо новых рассказов и эссе публикует повесть «Челюсть эмигранта» (1957), а также роман «Заложник» (1960-61). Все эти произведения сочетают в себе динамичный, почти авантюрный сюжет с элементами фантастики и гротеска, поток сознания, размывающий грань между сном и явью, - с многозначной системой символики, напряженные религиозно-философские и мистические искания с сюрреалистической образностью.

С кон. 60-х гг. Яновский, по примеру Набокова, становится американским писателем: он публикует в Нью-Йорке англоязычные версии своих написанных по-русски романов. Это «No man's time» (1967; «По ту сторону времени»), «Of light and sounding brass» (1972; «Кимвал бряцающий»), «The great transfer» (1974; «Великое переселение»), «Ересь нашего времени» (1996), а также философско-эссеистские книги, обобщающие врачебный и естественно-научный опыт: «The dark fields of Venus: From a doctor's logbook» (1973, «Темные поля Венеры: Из записок врача») и «Medicine, science and life» (1978, «Медицина, наука и жизнь»).

Единственное из поздних произведений Яновского оказалось востребованным современным российским обществом - беллетризованные мемуары «Поля Елисейские: Книга памяти» (Нью Йорк, 1983).


Написанные в свободной ассоциативной манере, эти воспоминания гораздо в большей степени являются художественным, нежели хроникальными. Как мемуары этот текст демонстрирует всю зыбкость границ объективного и субъективного, сознания и бессознательного в человеческой памяти, мировоззрении, нравственности, творчестве, поведении, образе жизни и раскрывает очень тонкие, трудно анализируемые нюансы в жизни русской эмиграции как изменчивого и противоречивого феномена культуры.
Читать онлайн: http://www.belousenko.com/books/yanovsky/yanovsky_elisey.htm

Рукописное наследие Яновского хранится в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (Нью-Йорк).

Русская литература

Previous post Next post
Up