Память 20 января / 2 февраля
Сведений о жизни преподобного Евфимия почти не сохранилось. Известно только, что родом он из Вознесения, и с 1569 по 1585 гг. (по другим данным, он преставился в 1523 г.) был игуменом Михайлово-Архангельского монастыря.
7 июля 1647 г. кузнец Евстафий Трофимов рыл на дворе у архангельского воеводы, боярина Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, яму для установки кузнечного горна. Неожиданно из-под земли показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что нашел сундук с кладом. “Вот-те и барыш! “- только и вымолвил Евстафий. Раздосадованный, он стал насмехаться над неизвестным усопшим: “вставай, помогай копать!” и руку свою под гробовую доску совал, но рука в гроб не вошла, и он ничего не ощупал”. За этот кощунственный поступок Евстафия внезапно начало трясти, как в сильной лихорадке, а от резкой слабости он не мог даже пошевелиться. Тогда-то он понял, что заболел из-за непочтительного отношения к неведомому подвижнику, что лежал в найденном им старинном гробу, и принялся оплакивать свой грех. Но исцелился Евстафий только после того, как по повелению боярина Юрия Буйносова-Ростовского, узнавшего о причине болезни своего слуги, была совершена панихида по новоявленному угоднику Божию. Таково было первое из чудес преподобного Евфимия Архангелогородского.
Боярин Ю. П. Буйносов и другие лица, бывшие свидетелями происшедшего, поняли, что они обрели мощи неизвестного им чудотворца.
Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления. Мощи его были перенесены в Архангельскую церковь в честь Происхождения Честного Креста Господня. Боярин Ю. П. Буйносов построил над ними гробницу, к которой собирался народ для поклонения и моления об исцелениях. У гроба совершались молебны со звоном и панихиды; местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявленного чудотворца.
В 1644 году старец Архангельского монастыря Иосиф составил и подал боярину Буйносову «опись» о чудесах преподобного, а боярин устроил «роспрос», свидетелями которого явились некоторые духовные лица Архангельска. В результате были собраны устные и письменные свидетельства о чудесах преподобного. Из этих рассказов удается по крупицам собрать сведения о личности преподобного.
Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл имени, хотя обычно указывал местонахождение своих мощей, так что было ясно, что это именно и есть новоявленный чудотворец. В 1649 г. он пришёл в сонном видении послушнику Михайло-Архангельского монастыря Косме Игнатьеву. Тот, в числе других братий, был отправлен на рыбный промысел, но внезапно так тяжело заболел, что лежал в беспамятстве, близкий к смерти, без всякой на надежды на человеческую помощь. И тогда-то, как вспоминал позже сам Косма, "вниде старец ко мне - брада седа вполовину. И рече ми: "тяжко болиши, молися Богу и призови на помощь лежащего во гробе у Происхождения Честнаго Креста Господня", И аз рех: "Господи, не ведаю имени его", Он же рече: "имя мне Евфимие, а родом из Вознесения". И невидим бысть". Помолившись преподобному Евфимию, Косма поправился. А о происшедшем с ним чуде рассказал, вернувшись в монастырь, игумену Антонию. Благодаря этому и стало известно имя угодника Божия Евфимия. "Евфимием из града Архангельского" назвал он себя, явившись и некоторым другим людям, например, жительнице Емецкого погоста Ксении, которая долгое время страдала от лихорадки и, "призвав Святаго с верою об избавлении от недуга, исцеление получи".
Внешность и одежду преподобного все они описывают согласно: это был человек высокого роста, с длинной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде или в светлых сверкающих ризах (только один человек видел его в «срачице и портцах»). Еремею Нестерову он сообщил, что «преставился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия.
В 1650 г., по повелению Новгородского митрополита Никона /будущего Патриарха/, игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование его мощей. При этом “были найдены кости, а расследование чудотворений убедило в святости преподобного, который признан за игумена Михайло-Архангельского Евфимия”. Тогда же была составлена служба преподобному и написана его икона.
Есть немало свидетельств об исцелениях, в особенности детей, детей по молитвам к преподобному Евфимию.
Некий Максим Медведкин, скептически отнесшийся к почитанию новоявленного угодника, потерял рассудок и излечился от страхований лишь после слезного молитвенного обращения к тому, над кем он прежде недоверчиво посмеивался. А страдавший десять лет неизлечимой болезнью ног вдовый священник Воскресенской церкви Димитрий Козьмин, по вере своей в помощь преподобного, получил исцеление после того, как отстоял обедню у его гроба. Одиннадцатилетняя слепая девочка София Морозова, племянница серебряных дел мастера Еремея Нестерова, прозрела после того, как однажды, отходя ко сну, по-детски горячо помолилась святому Евфимию, чтобы он вылечил ее.
Преподобный Евфимий почитался не только в Архангельске и его окрестностях. К нему обращались в молитвах люди из разных уголков Поморья - Холмогор, Емецка, Мезени. Он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна посреди бушующих волн.
После церковного раскола, учиненного патриархом Никоном, для борьбы со старообрядчеством, в Поморье в 1682 г. была создана Холмогорская и Важская епархия. Первый ее архиепископ Афанасий (сам бывший старообрядец), стал ревностным гонителем сторонников Старой Веры. Одним из первых его шагов стала попытка упразднения почитания святого Евфимия Архангелогородского. В 1683 году церковные власти изъяли и отправили в Холмогоры житие преподобного, документы по канонизации, иконы, на которых он изображался с двуперстием. В Холмогоры вывезли даже кованую оградку с места захоронения. Правда, саму чудотворную могилу разрушить побоялись.
Однако народ по-прежнему почитал святого Евфимия. Почитание преподобного еще больше возросло и распространилось на все Поморье, чему способствовали продолжающиеся многочисленные чудеса и исцеления у его захоронения. У чудотворной могилы всегда было много верующих. Даже земля, взятая у гробницы с мощами преподобного, оказывала исцеляющее действие. Иконы с изображением святого продолжали писаться в старообрядческих скитах, в том числе на Выге, где преподобный был включен в состав наиболее почитаемых русских святых.
До 1840-х гг. мощи преподобного Евфимия находились в храме Происхождения Честных Древ Креста Господня. После того как храм пришел в ветхое состояние, на его месте была построена каменная церковь - в честь Архистратига Михаила, так назывался ранее стоявший на этом месте монастырь, в котором преподобный Евфимий был игуменом. Так неразрывно переплелось почитание в Архангельске двух его небесных покровителей - Архангела Михаила и преподобного Евфимия Архангелогородского. Чудотворная гробница была положена под спудом в основании церкви и не была отмечена. Но горожане помнили о захоронении, и паломничество продолжалось. Вплоть до безбожной революции 1917 г. преподобный Евфимий оставался самым почитаемым святым в Архангельске и его окрестностях.
В первые годы советской власти церковь Михаила Архангела была разрушена, а захоронение преподобного Евфимия Архангелогородского было вновь утрачено. На том месте, справа от здания Гостиного двора, где стояла некогда церковь Архангела Михаила, находящаяся на набережной Северной Двины между улицами Воскресенской и Соборной, еще в середине 1960-х годов были заметны остатки фундамента. Затем на этом месте разбили газон.
В семьях соломбальских старообрядцев сохранилось воспоминание, передаваемое от родителей к детям.
В начале 1960-х годов, когда усилились гонения на верующих,
ходил по домам соломбальских староверов старец с большой наполовину седой бородой, укреплял их в вере и ходил он почти не касаясь ногами земли.
О старце прознала милиция и начала охотиться на него.
Однажды наряд милиции на машине обнаружил старца.
Началась погоня.
Старец дворами вышел на берег Северной Двины, следом подскочили милиционеры.
И вдруг старец пошел по воде, оставив бегущих на берегу преследователей.
Затем он повернулся и осенил крестным знамением неразумных чад в милицейской форме, и пошел дальше по воде Северной Двины, растворившись на другом берегу.
Только после этого люди догадались, что это был сам небесный заступник преподобный Евфимий Архангелогородский.
Холмогоры, конец XVII - начало XVIII века. Архангельский музей изобразительных искусств.
Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас.