Меня недавно спросили, насколько заметным был еврейский акцент евреев-революционеров начала 20-го века и не мешал ли он им вести пропаганду среди русских, особенно среди рабочих. Вот что я написал в ответ:
Что касается того, почему именно грузины, а не, допустим, армяне, сыграли важную роль в руководстве меньшевиков, то на этот вопрос ответить относительно легко. Во-первых, грузинские социал-демократы (так называемое "третье поколение") были ортодоксальными марксистами, а Дашнакцутюн, хотя и позиционировал себя как партия национал-социалистическая (так тогда в России зачастую называли национальные социалистические партии), марксизму не был привержен и был ближе к эсерам.
Во-вторых, в Грузии социал-демократам удалось стать действительно массовой партией, за которой шло подавляющее большинство населения. Это был уникальный среди марксистов Российской империи успех, что дало грузинским эсдекам определённые преимущества в общероссийской партии. И, конечно, калибр грузинских вождей сказался. (В 1920-е годы они с меньшевиками рассорились, но это отдельная история.)
Что касается доли революционеров в общем еврейском населении России, то на этот вопрос ответить сложнее. Посчитать, сколько было евреев в руководстве той или иной организации в тот или иной момент относительно просто. Определить же общее количество поддерживавших ту или иную партию людей -- когда нет свободных выборов, партии находятся в лучшем случае в полуподпольном положении и т.д. -- сложнее. Опять же демографическая ситуация менялась от года к году. Например, если в 1913 году в Российской империи проживало 5,5 миллионов евреев, то в 1916-м их было только 3,5 миллиона из-за потери западных территорий.
В целом историки полагают, что подавляющее большинство российских евреев радикалами и социалистами не было. На всех более или менее свободных выборах, прошедших в России и на Украине в 1917-м и 1918-м годах, относительное или абсолютное большинство голосов получили общие сионисты (выступавшие в некоторых случаях в блоке с религиозными партиями), а не радикалы. Например, на выборах в Учредительное Собрание сионисты получили 417 тысяч голосов из 498 тысяч, поданных за еврейские партии. Если посмотреть на культурную работу, то сионисты в этот период тоже были далеко впереди: 250 учебных заведений на иврите, более 50 газет и т.д.
Во-вторых, в Грузии социал-демократам удалось стать действительно массовой партией, за которой шло подавляющее большинство населения. Это был уникальный среди марксистов Российской империи успех, что дало грузинским эсдекам определённые преимущества в общероссийской партии. И, конечно, калибр грузинских вождей сказался. (В 1920-е годы они с меньшевиками рассорились, но это отдельная история.)
Что касается доли революционеров в общем еврейском населении России, то на этот вопрос ответить сложнее. Посчитать, сколько было евреев в руководстве той или иной организации в тот или иной момент относительно просто. Определить же общее количество поддерживавших ту или иную партию людей -- когда нет свободных выборов, партии находятся в лучшем случае в полуподпольном положении и т.д. -- сложнее. Опять же демографическая ситуация менялась от года к году. Например, если в 1913 году в Российской империи проживало 5,5 миллионов евреев, то в 1916-м их было только 3,5 миллиона из-за потери западных территорий.
В целом историки полагают, что подавляющее большинство российских евреев радикалами и социалистами не было. На всех более или менее свободных выборах, прошедших в России и на Украине в 1917-м и 1918-м годах, относительное или абсолютное большинство голосов получили общие сионисты (выступавшие в некоторых случаях в блоке с религиозными партиями), а не радикалы. Например, на выборах в Учредительное Собрание сионисты получили 417 тысяч голосов из 498 тысяч, поданных за еврейские партии. Если посмотреть на культурную работу, то сионисты в этот период тоже были далеко впереди: 250 учебных заведений на иврите, более 50 газет и т.д.
Reply
Leave a comment