У старого большевика, члена РСДПР с 1898-го года, Емельяна Ярославского в 1920-1930-е годы сложилась вполне определённая репутация. Во время фракционных баталий 1920-1921-го годов -- так называемой "дискуссии о профсоюзах", когда в РКП(б) образовалось 8 платформ -- он поддержал фракцию Ленина. На 10-м съезде РКП(б) в марте 1921-го года ленинская
(
Read more... )
1. "Советская власть", т.е. ситуация, когда государственная власть находилась бы в руках местных комитетов, состоящих только из представителей заводов, воинских частей и деревень, это очень своеобразная система. Она возникла в результате специфических обстоятельств 1917-го года и была объявлена её создателями временной, "до созыва Учредительного Собрания". Более того, она была претворена в жизнь только частично, так как большинство крестьянских Советов эту идею не поддержало. Через несколько месяцев, когда весной 1918-го года власти отказались признавать результаты перевыборов Советов, от этой системы осталось одно название. Потом были попытки её возродить, в частности в Кронштадте в марте 1921-го, но они были подавлены. В результате мы так и не знаем, как бы выглядела "настоящая советская власть" и смогла бы в её условиях существовать оппозиция.
2. Примерно с ноября 1918-го до февраля 1921-го года в РСФСР существовала легальная оппозиция. Её деятельность была сильно ограничена, так как её пресса была запрещена после короткого эксперимента в начале 1919-го года и она подвергалась определённым репрессиям (аресты, обыски), но всё-таки она была. Вождям меньшевиков Дану и Далину даже дали выступить на VIII-м съезде Советов в декабре 1920-го (см., например, воспоминания Дана о его выступлении на http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=11801). После февраля 1921-го, когда был арестован меньшевистский ЦК, приходится уже скорее говорить о полулегальной оппозиции, а ещё через 2 года меньшевики, последняя партия, которая изо всех сил цеплялась за хотя бы де-юре легальное положение, была вынуждена уйти в подполье.
3. В конце 1918-го-начале 1921-го годов роль оппозиции отчасти играли разные фракции в РКП(б). Это привело к том, что ранней весной 1921-го года партия оказалась если не на грани раскола, то довольно близко к нему, что для неё было особенно опасно в условиях массовых восстаний по всей стране, из которых восстания в Кронштадте и Тамбове наиболее известны. В ответ на эту угрозу 10-й съезд РКП(б) принял решение о запрещении фракций, но фракции не исчезли, а были загнаны в полуподполье, как то видно из вышеприведённой истории с посылкой Микояна Лениным и Сталиным в Сибирь "по семейным делам". Были и другие последствия, включая усиление олигархических тенденций в РКП(б), но это отдельная и сложная история.
Reply
(Как-то подзабылось, что имея дело с Вами, следует все термины рассматривать под лупой (smile).
Общая картина альянса большевиков с другими партиями у меня была. Помню и о борьбе (часто подковерной) до 18 съезда партии.
В принципе понятна и общая ситуация:
при установке на мировую революцию, а далее - на постоянную помощь коммунистическим партиям, страна рассматривалась, как лагерь, окруженный противником.
(Что дает защитникам сталинизма повод утверждать, что иначе быть не могло.)
С грустью соглашаясь, что, наверное, доминирующая партия не могла позволить "шатания и метания", можно увидеть, что
был момент очень интересный - "оттепель".
Хрущев был вынужден рассказать то, что до этого времени скрывалось.
И, возможно, был шанс восстановить историческую справедливость и вернуться, если не к многопартийной системе, то хотя бы к
"легальной оппозиции".
Этого не произошло.
Reply
Leave a comment