Влияние интервьюера на доступность респондента в уличном опросе

May 04, 2008 14:35


Интервьюер - неотъемлемый участник исследовательского процесса. Именно он в конечном счете определяет участников исследования. Ниже приводятся краткие результаты двух методических экспериментов о влияние интервьюера на выбор респондента в уличном опросе.

Наиболее дешевый и быстрый способ описания целевой аудитории того или иного рыночного сегмента - опрос посетителей торговых точек непосредственно в месте продаж изучаемого продукта или на улице. Основной недостаток уличного опроса на улице и в местах продаж - чрезвычайная сложность в организации репрезентативной выборки. Без детально разработанного дизайна, а главное достаточно продолжительного периода опроса практически невозможно организовать случайный или систематический отбор прохожих. В уличных опросах критерии выбора отданы на откуп интервьюеру. Введение квот ничего принципиально не меняет, поскольку даже в рамках квотного задания интервьюер волен обратиться или не обратиться к прохожему. Именно в уличных опросах, где произвол интервьюера наиболее велик, мы можем ожидать максимальные показатели эффекта интервьюера.

Результаты экспериментов свидетельствуют о существенных различиях в характеристиках респондентов, опрошенных различными интервьюерами. Например, разброс между долей опрошенных женщин и мужчин у разных интервьюеров достигает почти  16%. Если сравнивать результаты каждого интервьюера с общим распределением по выборке,  то различия не являются существенными и не превышают 7-8%. При сравнении работы интервьюеров по переменной «возраст» величина смещений возрастает. У разных интервьюеров  она достигает почти 28%, а отклонения от среднего значения по выборке колеблются в промежутке от 5 до 11% в зависимости от возрастного интервала.  Можно предположить, что увеличение возможностей выбора ведет к увеличению смещений. Если пол является дихотомической переменной (возможно только два варианта ответа - «мужской» или «женский»), то переменная «возраст» включает в себя несколько интервалов (младше 18 лет, 18-30 лет и т.д.).

avodart and hair loss


Интервьюер - источник смещений. Однако отказаться от него как инструмента сбора данных исследователь-маркетолог не может. Полученные данные еще раз подтверждают, что только четкие инструкции и контроль за работой интервьюеров поможет если не ликвидировать, то снизить количество смещений. При проведении опросов результатом работы интервьюеров для нас является не только заполненная анкета, но и бланки отказов. На бланке интервьюер обязан фиксировать все обращения, время обращения, пол и примерный возраст отказавшихся от участия исследования, а также причина отказа. Эта работа не занимает много времени, но повышает уровень ответственности интервьюера. Анализ этих данных позволяет легко и быстро выявить некачественно сделанную работу.

С основными результатами методических экспериментов можно ознакомиться: Мануильская К.М. Влияние интервьюера в уличном опросе на выбор респондентов и отказ от контакта //Социологические этюды: Сборник статей аспирантов/ Под общ. ред. М.К.Горшкова; Сост. Т.Н.Короткова, Л.А.Окольская. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 136-149.

Методические разработки, Статьи, По направлению “Исследования”

Previous post Next post
Up