В основании любой доктрины лежат основополагающие, установочные принципы. На них строятся, из них исходят все дальнейшие изыскания. Изначальные аксиомы, постулаты являются фундаментом, отправным моментом для последующих исследований, переводя теории и гипотезы в разряд доказанных фактов. Так выстраивается, расширяясь кверху, пирамида доктрины, создается целое научное здание.
Бывают кошмарные для учения случаи, когда изначальные постулаты оказываются лживыми! Все, для чего ложь являлась доказательством - ложно. Все здание, вся пирамида созданной доктрины рушится, погребая под обломками труды многих лет.
Одной из основ «украинской идеи» является книга XVII-XVIII веков - «История русов». До сих пор ведутся споры о точном времени ее создания и авторстве, несмотря на имя, указанное на обложке. До сих пор на основании представленных в ней «фактов» доказываются все новые и новые теории. Многие украинисты влюблены в «Историю русов», всячески восхваляя ее содержание: «…информации о событиях XVIII ст., в отличие от мистифицированных выдумок о давних временах, довольно достоверные»
[1]. «История русов - это выдающийся образец украинской национально-политической мысли XVIII столетия»
[2].
Что же доказывают украинисты, зубами вцепившись в «Историю русов»? Перво-наперво излюбленное ими отличие южных русских от северных, вплоть до отдельной, этнической основы. Здесь не только косоворотки с вышиванками, здесь глубокая разность самих характеров! Северяне настолько злы и беспринципны, что по сравнению с ними оккупанты-шведы выставляются агнцами, пришедшими спасти народ украинский от московского лиха. Тут же рисуется образ «отца отечества», «героя» Мазепы.
Задача данной статьи не просто показать лживость одной из фундаментальных основ украинства, но и сделать это, по возможности, при помощи близких к «украинской идеи» персонажей, а так же словами самой «Истории русов».
Верное, потому что древнее.
Одним из главных аргументов защитников «фактов» из «Истории русов» - возраст книги. Мол, пережила она века и поэтому уже… А что, собственно, поэтому? Неужели ложь, прошедшая через время, перестает быть ложью?
По этой «логике», если сейчас автор статьи, набравшись глупости, изречет откровенное вранье, что в 2012 году президентом Украины был не человек, а, к примеру, жираф; если никто из умных людей не станет оспаривать данного факта, так как спорить с глупостью - уподобляться ей; значит ли это, что через 200-300 лет потомки смогут написать научные труды о «Высокоинтеллектуальном развитии жирафов на Украине XXI века», доказывая оную выдержками из данной статьи? Смешно!..
Украина не Россия. На севере живут не русские.
Наполняя «Историю русов» ложными измышлениями, автор (или авторы) не могли взять и изменить терминологию - в этом случае читатель-современник не понял бы написанного. Поэтому некоторые места в тексте сами противоречат выводам, которые украинисты делают из других «фактов» книги.
Не имея возможности изменить понятия, «История русов» вынуждена признать, что московские князья «такие же русские, как и Великий князь Владимир Святой». Что после переименования Царства Русского в Российское, его стали называть «Великою Россиею», а русские княжества, оставшиеся вне ее пределов «Чермная и Белая Русь» и «обе Руси вместе названы тогда Малою Россиею». Что после присоединения к ВКЛ в Малороссии «сидели князья из русской породы», а когда «пресеклась мужеская линия Князей Русских», их преемниками явились выборные «Гетманы Русские», включая и Богдана Хмельницкого
[3].
Далее «Истрия русов» все же встает на любимые рельсы украинствующих и противопоставляет «гуманность» шведов «дикости» северян: "Вступление шведов в Малороссию нимало не похоже было на нашествие неприятельское и ничего оно в себе враждебного не имело, а проходили они селения обывательския и пашни их как друзья и скромные путешественники, не касаясь ничьей собственности и не делая вовсе тех озорничеств, своевольств и всех родов бесчинств, каковы своими войсками обыкновенно в деревнях делаются под титулом: "Я слуга царский! Я служу Богу и государю за весь мир христианский! Куры, гуси, молодицы и девки нам принадлежат по праву войны и по приказу его благородия!". Шведы, напротив, ничего у обывателей не вымогали и насильно не брали, но где их находили, покупали у них добровольным торгом и за наличные деньги. Каждый швед выучен был от начальства говорить по-русски сии слова к народу: "Не бойтесь! Мы ваши, а вы наши!".
Как вам? Экие красавцы эти шведы! Правда не понятно, как в эту идиллию вписывается воинственный протестантизм Карла и его ненависть к другим верам. Как с этим соотносятся факты его отношения к Православным храмам: «Церкви православные занимал для постоя и устраивал там конюшни. Известны многочисленные случаи жестокостей по отношению к местному населению - сожжение деревень и истребление жителей. Отправляясь в Малороссию, король рассчитывал найти там богатые склады хлеба и всяческих припасов заготовленных Мазепой, но придя, не нашел ничего. (…) Тогда начался грабеж украинского населения»
[4].
Досталось от «Истории русов» не только северянам, перепало и «своим». Неоспоримые факты сопротивления малороссов шведам, книга приписывает… украинской глупости! «Не понимая своего счастья, шведов убивали или захватывали в плен за то, что те не умели говорить по-русски. Пленных отводили в русский лагерь, за что получали вознаграждение: (…) чарку горилки и словестную похвальбу: «спасибо хохленок!»»
[5].
Отец отечества Мазепа и его больные «дети».
Несчастный Мазепа, по словам «Истории русов», весь исстрадался за «свой народ»! Ни спал, ни ел, а только о нем, народе, думал. И когда «добренькие» шведы пришли освобождать напали на земли Малороссии, выпускает воззвание, в котором рассказывает народу о вреде обоих - Петра и Карла - и призывает «не приставать ни к одной из сторон»! Вон оно как - третья сторона! Не правда ли, что-то напоминает? Помнится и некие вооруженные украинские националисты во времена ВОВ «не приставали ни к одной из сторон». Достойные «дети» своего «отца».
Все было бы ничего, если бы не один маленький аспект: воззвание Мазепы - ложь! Он никогда не выпускал и не говорил ничего подобного. Решение о предательстве Петра и переходе на сторону Карла было принято им еще до момента вступления шведских войск в Россию. Н.И. Ульянов в книге «Происхождение украинского сепаратизма» очень убедительно и просто доказывает эти факты.
«Свои» об «Истории русов».
Можно долго приводить цитаты того же Н.И.Ульянова о книге «История русов». Можно вспомнить слова историка Г.Ф.Карпова, который в 1870 годы назвал ее памфлетом и предостерег от доверия изложенным в ней фактам. Но гораздо более интересным будет посмотреть на высказывания тех, кто имеет непосредственное отношение к украинской доктрине. Тех, кто на каком-то этапе жизни и творчества, свято верил в «украинскую идею».
Николай Костомаров, всю жизнь посветивший истории Малороссии, участник и один из организаторов Кирилло-Мефодиевского братства, в последние свои годы писал, что в «Истории русов» «много неверности и потому она, в оное время переписываясь много раз и переходя из рук в руки по разным спискам, производила вредное в научном отношении влияние, потому что распространяла ложные воззрения на прошлое Малороссии»
[6]. Он же высказывался и более категорично: «Мне значительно повредило доверие, оказанное таким мутным источником, как „История русов“»
[7].
Историк, участник польского восстания, автор множества трудов Тадеуш Коржон однозначно заявлял: «История русов» - не подлинная летопись, а злобный политический пасквиль, рассчитанный на полное невежество русской публики и литературы»
[8].
Что имеем?
Один из краеугольных камней доктрины «Ukraine» - «История русов» - оказывается неправдой, написанной, скорее всего, польскими русофобами. В пользу этой теории говорит и то, что авторы часто срываются и поливают грязью не только северян, но и самих малороссов, коих не перестают считать своими хлопами. Вся система украинства, доказанная на основе этой книги - ложь. Все здание трещит по швам, готовое осыпаться под бомбардировкой фактов.
По инерции, украинство еще долго будет отрыгиваться «научными» трудами, основанными на «Истории русов», но пирамида, искусственно поддерживаемая последний век, уже рушится. Отойдем в сторонку, чтобы не завалило? Или пнем посильнее, чтобы не мучилась?..
[1] Яковенко Н. Н. Нариси історії середньовічної та ранньомодерної України. - К.:Критика, 2005. - с.415
[2] Валерій Шевчук. Нерозгадані таємниці «Історії русів», с.17
[3] Иван Лаппо. Происхождение украинской идеологии Новейшего времени:
http://ru.wikisource.org/wiki/Происхождение_украинской_идеологии_Новейшего_времени [4] Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996
[5] Там же
[6] Костомаров Н. И. Письмо в редакцию «Вестник Европы», т. IV, авг. 1882 г.
[7] Костомаров Н. И. Автобиография. К: Изд-во Киевского государственного университета «Лыбедь», 1990
[8] Я. Тазбир “Тарас Бульба” - наконец по-польски, 2002г.
http://www.novpol.ru/index.php?id=105