В 2000 году 54-летний маляр Рик Норсигян из калифорнийского города Фресно отправился в одно из воскресений в свою обычную уикэндовскую поездку - по местным гараж-сейлам. У него было $50 наличными. Тратить больше на «развлечения» ему запрещала жена… На одной распродаже у неказистого одноэтажного дома Норсигяна заинтересовала коробка, в которой лежали конверты с негативами на стеклах. Если бы негативы были на фотопленке, он не обратил бы на них внимания.
«Сколько?» - спросил Норсигян. «70», - ответил хозяин. Но у Норсигяна было лишь 50. Стороны сошлись на 45.
Сегодня эти негативы 64-летний Норсигян хранит в банковском сейфе. Его приобретение стоит, быть может, не один миллион. Арнольд Питер, адвокат Норсигяна, не исключает, что $200 млн. «Потому что вполне возможно, - говорит Питер, ссылаясь на экспертов, - что автором негативов был Энсел Адамс, классик фотоискусства».
«Я привез негативы домой, - вспоминал Норсигян в интервью газете The Wall Street Journal, - и надолго забыл о них. Но через какое-то время, рассматривая их, увидел, что они напоминают фотографии, сделанные Адамсом в Йосемитском национальном парке… Как-то я сидел с друзьями за пивом, мы шутили, и один из них сказал: «Здорово похоже на Энсела Адамса…»
Норсигян пошел в библиотеку. Заказал книги Адамса и фотоальбомы с его работами. Чем больше он читал о мастере и рассматривал его фотографии, тем больше убеждался в удивительном сходстве работ Адамса с пейзажами, запечатленными на купленных им негативах. В 2007 году он обратился к Арнольду Питеру с просьбой защищать его интересы, если - если! - негативы на стекле действительно сделаны Адамсом.
И вот во вторник, 27 июля 2010 года, три эксперта - фотограф, историк фотоискусства и графолог - объявили Питеру: все 65 негативов на стекле сделаны Адамсом. Графолог потребовался для того, чтобы определить, чьей рукой сделаны надписи на конвертах, в которых были негативы. Графолог установил: писала Вирджиния Адамс, жена фотохудожника.
Эксперты заключили: бесценная находка! Питер считает, ее стоимость - около $200 млн. Его вывод основан на аукционных ценах на работы Адамса. В июне этого года в Нью-Йорке на аукционе «Сотби» фотография, сделанная Адамсом в 1938 году в Йосемитском национальном парке, была продана за $722,5 тыс. Это максимальная цена, заплаченная когда-либо за работы Адамса.
Большая часть работ Адамса, сделанных в 20-30-е годы, сгорела в 1937 году во время пожара в его лаборатории. Погибли сотни негативов. Но если Норсигян действительно приобрел негативы Адамса, то фототека классика американского фотоискусства заметно пополнится. Ну, а если купленные за $45 65 негативов сделаны не Адамсом?
С заключением трех экспертов категорически не согласен Билл Тернидж, управляющий финансами компании, которая защищает авторские права Энсела Адамса.
«Мы не думаем, что это выглядит как работа Энсела, - сказал Тернидж газете Wall Street Journal. - Да и знаете ли вы, сколько людей фотографировали Йосемитский парк в 20-30-е годы? Миллионы! Эти фотографии мог сделать любой».
Хоть мистер Тернидж и говорит о себе во множественном числе, он, конечно, ошибается. Потому что, во-первых, в десятилетия, о которых идет речь, Йосемитский заповедник посещали сотни, может быть, тысячи, но никак не миллионы… Во-вторых, фотографирование в те годы не было так распространено, как сегодня. Громоздкий фотоаппарат на треноге, стеклянные пластинки, а не ролики фотопленки - многие ли таскали с собой по тропам такой фотоаппарат?.. В-третьих, наконец, есть разница между съемками мастера и работами «миллионов».
Существеннее другой аргумент Терниджа: «Аутентичными работами Энсела Адамса могут считаться только те, которые он напечатал с негатива».
Но станет ли такой аргумент убедительным для тех, кто решит приобрести негативы, купленные на гараж-сейле, если будет доказано безо всяких «но» и «если», что это негативы Адамса?
Если Билл Тернидж категорически отвергает заключение экспертов, то Мэттью Адамс, внук фотомастера, выражается всего лишь «скептически»: «Доказательства экспертов - косвенные, - говорит он. - Необходим радиоактивный анализ, чтобы определить точное время, когда были сделаны негативы…»
Питер убежден, что в радиоактивном анализе нет необходимости. «Но если мистер Адамс считает, что радиоактивный анализ позволит получить бесспорный ответ на вопрос, кто автор этих негативов, будет сделан такой анализ!» - заявил адвокат Норсигяна.
Споры продолжаются, и рано или поздно будет вынесен вердикт. И если приобретенные на гараж-сейле негативы действительно сделаны Адамсом, то в Калифорнии появится еще один миллионер.
Несколько слов об Энселе Адамсе. Родился в 1902 году. С детских лет увлекался музыкой и фотографией. Выбор между двумя увлечениями сделал в 1915-м, познакомившись с работами фотографа Пола Стренда. В 17-летнем возрасте вступил в общество защитников природы «Сьерра-клуб». Многие фотографии Адамса посвящены охране природы. Самые знаменитые сделаны на американском Западе. В 1946 году он основал в Сан-Франциско первый в стране факультет фотоискусства. Умер в 1984 году.
Одна из фоторабот Адамса вошла в число 116-и, отобранных для занесения на золотую пластинку «Вояджера» с целью информировать внеземные цивилизации о планете Земля.
И последнее. Едва Wall Street Journal напечатала статью о покупке Норсигяна на гараж-сейле, как о себе дали знать родственники калифорнийских фотографов Эрла Брукса и Попа Лаваля, работавших в 20-30-е годы. По их словам, негативы, о которых идет речь, сделаны Бруксом (считает его племянница) и Лавалем (уверена его правнучка).
Но как объяснить, что надписи на конвертах, в которых находились негативы, сделаны рукой Вирджинии Адамс - жены Энсела Адамса?
Дэвид Стритс, оценщик предметов искусства из Беверли-Хиллс (штат Калифорния), оценивший 65 негативов в $200 млн, рассказал, что в течение недели, последовавшей за публикацией в Wall Street Journal, ему позвонили около тысячи почитателей Адамса, готовых купить негативы.
Cтатья отсюда:
http://www.nrs.com/?p=3473