Про Айвазовского, Ваську-пьяницу и подделки

Aug 15, 2016 12:36

Сегодня на арт-рынке гуляет 60 тысяч полотен, приписываемых кисти гениального мариниста - в десять раз больше, чем он написал....

Художник утверждал, что написал 6 тысяч картин. Однако на современном арт-рынке насчитываются десятки тысяч работ, которые выдают за живопись Айвазовского. О том, почему картины мариниста подделывают с таким завидным постоянством, «КП» поговорила с Александром Чвала, директором Научно-исследовательской независимой экспертизы имени Третьякова.

Третье место по фальшивкам

Искусствоведы шутят, что то количество полотен, которые приписывают кисти Айвазовского художник не смог бы не только написать за 65 лет творческой жизни, но даже подписать. Злую шутку с ним сыграла невероятная работоспособность и постоянство в выборе темы.

- В негласном списке художников, которых подделывают чаще других, Иван Айвазовский - в лидерах. Так что 60 тысяч работ, якобы вышедших из под его кисти, которые насчитали арт-диллеры, лично меня не смущают, - признается Александр Чвала. - Мой французский коллега из фонда знаменитого Камиля Коро (один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма - ред.) рассказывал, что их фонд подтвердил подлинность 16 тысяч (!) работ этого художника, хотя сам Коро называл только 8 тысяч. Вот и решайте теперь: подлинные или нет даже те картины, которые получили положительную экспертизу.

Айвазовский, как и Коро, был весьма плодовит и хорошо продавался - среди состоятельной публики было престижно иметь в салоне или гостиной хоть один его пейзаж. Количество заказов превышало возможности художника, поэтому первые подделки его полотен появились еще при жизни мариниста. История не сохранила фамилию его гениального копииста - современники запомнили этого петербуржца под прозвищем «Ванька-пьяница». Именно этот талантливый Ванька намастырился «писать марины как у Айвазовского». Их покупали галереи и художественные салоны, а после перепродавали в три раза дороже. В ХIХ веке за Айвазовского выдавали полотна немца Андреаса Ахенбаха, итальянца Консальва Карелли, переделывали работы художников одесской школы Кириака Костанди. Так что подделки под Айвазовского гуляют по рынку уже сотню лет.

В негласном списке художников, которых подделывают чаще других, Иван Айвазовский - в лидерах.



[Читать дальше]- А в ваш экспертный центр приносили на экспертизу фальшивого Айвазовского?

- Приносят и очень часто. В неофициальном рейтинге подделок он занимает почетное третье место, уступая лишь Константину Коровину и Исааку Левитану. Считается, что половина всего русского антикварного рынка - это подделки. На мой взгляд, ситуация выглядит еще драматичней. Например, из сотни «работ Левитана», которые приносят на экспертизу, 80 процентов - фальшивки. И история фальшивок очень длинная и богатая. Левитан и Айвазовский еще при жизни были недешевыми художниками. Пейзажей огромное количество. Масса последователей, учеников. Часто Левитан не подписывали свои этюды. После его смерти обнаружилось несколько сотен его безымянных картин и этюдов. Работы подписал брат Исаака - Адольф. Вскоре умельцы начали подделывать подпись Адольфа. А у Коровина был личный портной, который писал в стиле мэтра так, что на глаз не отличишь. Только современные исследование в ИК-спектре излучения выявляют на картинах фамилию портного.

- Судя по вашему рассказу, с каждым годом количество подделок увеличивается?

- К счастью, наоборот. Их стало меньше после громких скандалов, в том числе с участием специалистов самых уважаемых наших музеев и галерей, когда их сотрудники выдавали заключения о подлинности картин, оказавшихся на деле фальшивками. Сейчас крупным музеям запретили коммерческую экспертизу, дабы избежать искушения сотрудничать с мошенниками, орудующими на арт-рынке. Тем не менее ни один музей, крупная галерея или аукционный дом не может быть застрахован от того, что хранящиеся у них раритеты, не окажутся талантливой подделкой. Даже экспертный документ с приложением рентгена, химического анализа холста и красок, технических характеристик картины не является гарантией. Ни один эксперт не застрахован от ошибок, а значит, ни один коллекционер не застрахован от возможности купить «левую» картину. Конечно, меньше шансов встретить фальшивку на аукционе, чем в галерее, но и самый именитый аукцион не гарантия.

Миллион евро в кладовке

- Ну а бесценные подлинники все еще встречаются?

- И самым неожиданным образом. Не так давно наш клиент купил в американской деревне абстрактную картину с инициалами Н.Г. за 500 долларов. Американцы в этой русской монограмме не увидели ничего интересного. А это оказалась работа авангардистки Натальи Гончаровой, которую счастливый покупатель очень быстро продал за сотни тысяч долларов. Вот совсем свежий случай - месяц назад нам принесли небольшую картину с инициалами ПК, чтобы установить авторство. Работа оказалась прекрасным Петром Кончаловским 20-х годов прошлого века. Случайно обнаруживались работы Левитана и других известных художников. Один наш клиент купил квартиру в Петербурге. В кладовке стояли картины. «Это мой дедушка всякий хлам собирал, - объяснил продавец квартиры. - Вот 100 долларов, найми таджика - пусть вынесет на мусорку». Вместо таджика знакомый на эти 100 долларов нанял искусствоведа из Русского музея и тот распознал среди «хлама» пейзаж Бориса Анисфельда, который стоит на аукционах до миллиона евро.



Чаще, чем Айвазовского подделывают лишь Левитана и Коровина.

- Гораздо чаще истории подобных забытых картин очень печальны - владельцы их выкидывают на помойку, не понимая чем владеют, - сокрушается Александр Чвала. - Арт-диллер рассказал мне шокирующую историю. Ему в архиве попался в руки список владельцев картин очень известного и дорогого советского художника. Этот список составлялся для какой-то региональной выставки еще в 1960-е годы. Список был с адресами. Диллер попробовал найти наследников этих людей. Оказалось, что наследники уже давно либо выкинули, либо подарили кому-то эти работы. Делали ремонт в квартире и картину в старой, грязной раме отнесли на помойку. А потом выяснилось, что «ненужный пейзаж» стоил в несколько раз дороже квартиры. К сожалению, у нас нет культуры владения произведениями искусства. Масса их гибнет на просторах нашей необъятной Родины.

И ТАК БЫВАЕТ

Иногда сами художники подделывали себя в угоду капризам заказчиков. Приходит, допустим, состоятельный клиент и просит что-нибудь из ранних работ. Этих работ могло уже и не быть. Тогда художник рисовал свежую картину и выдавал за свою же, но двадцатилетний давности. Главное, чтобы успела высохнуть до прихода заказчика. С этой целью Василий Поленов разбавлял краски иранской желтой нефтью, а Аркадий Рылов - керосином. До сих пор попадаются такие шедевры, изъеденные «кратерами» каких-то страшных растворителей. Вроде бы грубая фальшивка, а на самом деле подлинник, над котором «химичил» сам художник.

ГРОМКИЕ СКАНДАЛЫ

Летом прошлого года картина «Шторм на Черном море» Ивана Айвазовского была успешно продана на аукционе Sotheby's за 341 тысячу фунтов. Однако полотно можно обнаружить в каталоге подделок произведений живописи - считается, что это копия с оригинальной работы художника, сделанная в начале ХХ века. К такому же мнению пришли и два эксперта - из Третьяковской галереи и Центра Грабаря. Тем не менее, картину не раз продавали на различных аукционах.

С торгов Sotheby's год назад со скандалом сняли полотно Айвазовского «Вечер в Каире», выставленное за 1,5-2 миллиона фунтов. По данным Интерпола, картина в 1997 году была украдена из московской квартиры семьи Ивана Носенко, министра судостроительной промышленности СССР. Сейчас владелица картины, у которой на руках есть документы о добросовестном ее приобретении, пытается доказать, что украдена была другая картина.

В 2015-м в Лондоне проходили торги аукционного дома MacDougall's, где засветилась еще одна картина Айвазовского «Погрузка корабля тихим туманным утром». Она считалась «звездой» торгов и была выставлена за 450-700 тысяч фунтов. Но полотно сняли прямо перед началом аукциона. Позже выяснилось, что работа давно находится в международном розыске Интерпола, как полотно, похищенное еще в 1990-х годах из частной коллекции армянского города Аштарак. Тем не менее, эта картина уже продавалась на уважаемом лондонском аукционе Bonhams еще в 2009-м году. Тогда ее приобрели за 378,4 тысячи фунтов, правда, под названием «Утренняя зарисовка».

РЕКОРД ЦЕНЫ

Картина «Вид Константинополя и Босфорского залива» была продана в 2012 году анонимному покупателю, участвовшему в аукционе Sotheby’s по телефону за $5,2 миллиона. До сих пор это - ценовой рекорд на работы Айвазовского. До этого самой дорогой картиной художника было полотно «Константинополь на рассвете», проданное за $4,3 миллиона.

Картина «Вид Константинополя и Босфорского залива»



отсюда: http://www.kp.ru/daily/26565/3582006/



мои увлечения, искусство

Previous post Next post
Up