Искусство и экспозиция. Исторический опыт и новейшие тенденции

Mar 29, 2018 22:29



Сегодня на Пречистенке в Галерее искусств Зураба Церетели открылась Международная научно-практическая конференция "Искусство и экспозиция. Исторический опыт и новейшие тенденции". Организаторами конференции выступили Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и Национальная академия дизайна (НАД). Открытию конференции предшествовало расширенное заседание Президиума Национальной академии дизайна, на котором помимо финансового отчета о деятельности академии и рапорта о текущем состоянии дел и перспективах развития, состоялось избрание новых академиков в состав НАД.
Что такое Национальная академия дизайна? В уже далеком 1997 году, в Казани был подписан Меморандум о создании Российской академии дизайна. Но лишь спустя восемь лет 12 марта 2005 года в гостином дворе Союз дизайнеров России провел презентацию этой новой общественной организации. Лишившись государственной поддержки, дизайнерское сообщество оказалось расчленено на несколько профессиональных союзов, слабо поддерживающих связь между собой. Одной из задач новой академии как раз и стало выстраивание общей площадки для «цеха». Для общения с властями, для общения с крупным и средним бизнесом, для того, чтобы заново объяснять функции дизайна в развивающемся обществе, для того, чтобы находить новые задачи и новых клиентов, и была создана академия, имеющая право выступать от имени всего профессионального «цеха» дизайнеров. Первыми академиками стали Владимир Аронов, Вячеслав Глазычев, Юрий Жульев, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд, Александр Коноплёв, Лев Кузьмичев, Фёдор Львовский, Сергей Михайлов, Юрий Назаров, Юрий Соловьев, Аркадий Троянкер. Президентом академии был избран известный и уважаемый в профессиональных кругах профессор, доктор искусствоведения Вячеслав Леонидович Глазычев. Ныне академию возглавляет Владимир Рувимович Аронов.


Итак, как уже было сказано, сегодняшнее заседание началось с доклада президента академии о состоянии дел и перспективах развития НАД.







Затем состоялось избрание новых академиков. Ими стали:
Виталий Викторович Ставицкий,




Николай Петрович Бесчастнов,




Татьяна Олеговна Шулика,




Владислав Владимирович Савинкин,




Дмитрий Фридович Кошкин,




Александр Павлович Ермолаев, Вячеслав Фомич Колейчук, Алексей Владимирович Сазиков.
Сертификаты и удостоверения новой формы были вручены не только новичкам, но и всем присутствовавшим академикам-старожилам. Первым среди них стал Олег Петрович Фролов, недавно отпраздновавший 90-летие.




Далее сертификаты и удостоверения получили: Владимир Рувимович Аронов,




Юрий Владимирович Назаров,




Федор Александрович Львовский,




Виктория Викторовна Семенова,




Юрий Владимирович Менчиц,




Элеонора Михайловна Глинтерник,




Геннадий Васильевич Вершинин,




Андрей Владимирович Ефимов,




Александр Николаевич Лаврентьев,




Калдыбай Канаевич Арынов,




Сергей Михайлович Михайлов.




Затем, академики обсудили планы деятельности и направление научных исследований НАД на 2018 год.


































После небольшого перерыва была открыта конференция. Первым с приветственным словом от Российской академии художеств выступил Виктор Григорьевич Калинин, первый вице-президент РАХ.




Следом участников конференции приветствовала Наталья Владимировна Толстая, директор НИИ РАХ. Наталья Владимировна освятила современные проблемы экспозиционного дизайна.




Ведущий конференции - Владимир Рувимович Аронов - сказал вступительное слово.




Римма Михайловна Байбурова осветила историю первых публичных выставок в России (Императорская академия художеств, XVIII век).




В докладе "Выставочная деятельность и становление российской дизайн-графики на рубеже XIX-XX веков", Элеонора Михайловна Глинтерник рассказала собравшимся о истории становления отечественной дизайн-графики, возникновение которой было обусловлено совокупностью целого ряда экономических и социокультурных факторов. В значительной степени в этом процессе проявилось влияние активной выставочной деятельности в России на рубеже XIX - XX вв. Проведение многочисленных художественных и отраслевых выставок сопровождалось изданием каталогов, способствовало развитию художественной критики, приобщению широких слоев общества к проблемам творческого и технического характера.










Приехавший на конференцию из Казахстана Калдыбай Канаевич Арынов, в докладе "Особенности архитектурно-художественных решений музеев и выставочных комплексов города Астаны", провел комплексный анализ развития архитектуры, художественных и технологических решений музеев и выставочных комплексов Астаны таких как, Национальный музей Республики Казахстан, выставочные павильоны Казахстана на Международной специализированной выставке ЭКСПО-2017 в Астане.




Мария Терентьевна Майстровская задала докладчику вопрос об авторстве проекта музейного комплекса.




Не всё так просто с этим делом, как выяснилось. Есть там и американцы, и безымянный коллектив южнокорейских и казахских авторов.




Сергей Александрович Насекин в докладе "Экспозиционное пространство музея истории Свияжска. Методы проектирования и инсталляции" показал информационные видеоролики о современных экспозиционных решениях, реализованных в Свияжске.




Геннадий Васильевич Вершинин в докладе "Эксподизайн по направлению к сути" рассмотрел важные аспекты эволюции выставочного дизайна от супрематических экспериментов 1920-х гг. до медиатехнологий и особенностей продвижения и реализации уникальных проектов в наши дни. Отдельно остановившись на образно-ассоциативных методах Сенежской студии и её художественного
руководителя Е.А. Розенблюма. В последние два десятилетия, по словам докладчика, образовались новые творческие коллективы, студии, ателье, практика работы которых повторяет и развивает наработки Сенежской студии.




В докладе Ашота Джеймсовича Аветисяна «Тренды британских дизайнеров на Всемирных выставках: от "съёжившегося ёжика" до "жужжащего гула улья"» речь пошла о получивших высшие награды на Экспо 2010 года в Шанхае и 2015 года в Милане павильонах Великобритании, представленных в виде арт-инсталляций. Успех на Всемирных выставках такого рода экспозиций, по утверждению докладчика, свидетельствует о том, что в их проектной организации сегодня помимо дизайна и архитектуры, «классических» и новейших видов изобразительных искусств, активную роль играют
инновационные медийные и иные технологии, значительно расширяющие информационные поля экспозиций.




В заключительном докладе Александр Николаевич Лаврентьев раскрыл содержание присланных на конференцию докладов зарубежных участников, в первую очередь профессора Университета Сапиенца Федерики Дель Фалько.




Завтра состоится второе, заключительное заседание конференции. Программа его такова:
Лаврентьев А.Н. Авангардный дизайн и архитектура в выставочных проектах 2017 года. Варианты;
Назаров Ю.В., Семененко Д.В. Организация экспозиционной среды для незрячих и слабовидящих людей;
Лаптев В.В. Опыт передвижных изостатистических выставок;
Морозова М.А. Экспозиционная практика и история коллекции Музея дизайна «Витра»;
Савинкин В.В. Анализ Международных выставок архитектуры и дизайна «АРХ Москва» с 1996 по 2018 гг.;
Джафарова С.Г. Выставка как выразительное произведение;
Майстровская М.Т. Экспозиционная панорама Москвы, начала ХХI века: направления, проекты, мастера;
Львовский Ф.А. Экспозиционность как типологическая категория в искусстве и дизайне Искусство и коммуникационные экспозиции в условиях глобализации;
Манусевич Ю.П. Исследование средовых контекстов в практике современного экспонирования;
Климова Л.Н. Контекстуальные технологии выставочного протодизайна Мастерской-ТАФ;
Стегнова Е.В. Популяризация науки средствами экспозиционного дизайна. Выставка «Прорыв» в Архиве РАН (Российской академии наук).

Москва, конференции, наука, дизайн

Previous post Next post
Up