Материалы подготовлены в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
Знаменитый художник массовых праздников Михаил Филиппович Ладур родился 18 сентября 1903 года в селе Васильевка Диканьской волости Полтавской губернии. В период 1910 годов учился и работал в г. Чаплино, был учителем, рабочим, клубным художником. После обучения в Одесском художественном институте, который он закончил в 1930 году, трудился художником во Всеукраинском театре революции в Харькове. С 1933 года жил в Москве, работал в ЦПКиО им. Горького, оформлял спектакли, был главным художником первого советского карнавала.
В период 1938-40 и 1945-49 годов Михаил Ладур работал над художественным оформлением физкультурных парадов в Москве. Искусство оформления спортивных парадов, улиц и площадей к революционным праздникам Ладур называл «искусством радости» - искусством «со своими особыми законами, драматургией, архитектоникой, специфическими отношениями, жизнью», искусством динамичным и синтетическим.
Ладур одним из первых, пожалуй, заговорил о необходимости создания «индустрии развлечений», видя в этом, в антитезу общепринятой сегодня трактовке термина, важное средство для эстетического воспитания человека, формирования его чувства и вкуса. Свои теории он реализовывал в практике массовых праздников и первыми опытами в этом направлении стали именно спортивные парады, народные гулянья и маскарады.
Над оформлением спортивных праздников кроме Ладура трудились такие известные художники-декораторы, как Борис Щуко, Григорий Замский, Борис Иорданский, Владимир Храповицкий, Борис Кноблок, Петр Вильямс, Георгий Рублев, Михаил Варпех, Георгий Кибардин, Вера Лотонина, Евгений Мандельберг, Вадим Рындин, Сергей Кобуладзе, Всеволод Сулимо-Самуйло, Стасис Ушинскас и многие другие.
Среди них было немало выпускников ВХУТЕМАСа, не нашедших себе иного места в годы главенства в искусстве социалистического реализма. В деле оформления массовых праздников, как нельзя кстати оказался их опыт работы в сфере декоративно-прикладного и промышленного искусства. Ведь в задачи художника спортивного праздника входило не только декорирование многофигурных построений, в которые выстраивались спортсмены, но и проектирование переносных конструкций и специальных спортивных снарядов, символико-эмблематических элементов, украшение сценических площадок и трибун, создание живописных портретов, декоративных панно и плакатов.
В июле 1937 году на Красной площади прошел грандиозный всесоюзный физкультурный парад, посвященный новой Советской Конституции и приближающейся 20 годовщине Октября. Такие парады стали традиционными и с 1939 года проводились в учрежденный в этом году Всесоюзный день физкультурника, отмечаемый в середине июля. В их оформлении многое заимствовалось из опыта первомайских и ноябрьских демонстраций, но учитывались специфические особенности, ритм и пластика спортивного парада. От физкультурной колонны требовались легкость, подвижность, гибкость, предельная выразительность.
Тогда, в 1937-м, голубые и синие ленты в руках бегущих девушек имитировали морские волны. Благодаря слаженным движениям спортсменов вращались колеса декоративных турбин. Участники парада в голубых костюмах и шапочках вливались мощным потоком в раскрытые ворота бутафорных шлюзов - так создавалось впечатление текущей воды. Над головами спортсменов проплывали, поднятые на вытянутых руках, белоснежные яхты, разноцветные кораблики. Легкий планер парил над «березовой рощей» - группой спортсменов в пятнистых маскировочных комбинезонах с зелеными ветками в руках. Тут же, во время праздника, физкультурники представили картину легендарной челюскинской эпопеи: несли макет станции с самолетом и «ледяными торосами». Стойки-пирамиды спортсменов с нитями-проводами символически изображали мачты радиосвязи…
С 1947 по 1973 годы Михаил Ладур - главный художник праздничного оформления столицы. В этом качестве он руководил оформлением Москвы к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. В 1958 году оформлял первый Московский кинофестиваль. Был одним из основателей журнала «Декоративное искусство СССР». С 1957 по 1974 годы - его главный редактор.
Михаил Ладур начинал как театральный художник, в этой роли с самого начала он стремился найти новые сценические решения, придумывал и изобретал необычные пространственно-световые установки для оформления спектаклей. Когда в 1930-х годах в Советском Союзе особое значение стало придаваться массовым праздникам, он полностью окунается в эту сферу художественной деятельности: оформляет праздники в Парке культуры и отдыха им. Горького, первые советские физкультурные парады, павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В послевоенный период Ладур в течение двадцати пяти лет возглавлял работу по оформлению столицы в праздничные дни, проектировал украшение Красной площади и головных колонн демонстрантов, участвовал в оформлении международных фестивалей. Михаил Филиппович был не только художником массовых театрализованных праздников, но и обладал особым режиссерским дарованием и организаторскими способности. Благодаря такому редкому набору талантов Ладур стал творцом художественно-массовых зрелищ огромных масштабов.
В 1957 году с первого дня основания журнала «Декоративное искусство СССР» Михаил Филиппович возглавил его редакцию. «Красоту - в жизнь» стало лозунгом, на который главный редактор ориентировал журнал. Ладур стремился организовать его работу так, чтобы журнал не только отражал текущие художественные процессы, но и влиял на их формирование, был «коллективным организатором» различных начинаний в жизни декоративного искусства.
Таким образом, например, возникло движение «За красоту родного города», отразившееся на благоустройстве, украшении и озеленении городов и сел страны. Также журналом был поднят вопрос о необходимости учредить должность главного художника города. В результате этой деятельности в столицах республик и крупных городах такая должность появилась, главный художник возглавил всю работу по оформлению городской среды.
Click to view
Click to view