Материалы подготовлены в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
К 1970-м годам световое оформление стало основным элементом праздничного и повседневного декора советских городов. Световые гирлянды на перетяжках и опорах освещения, силуэтное обрамление зданий и мостов, выборочное освещение окон многоэтажных домов, иллюминация набережных и кораблей, "бегущие" линии разноцветных огней на строительных кранах, световые панно, лозунги и транспаранты составляли далеко не полный перечень иллюминационных приемов. Технически каждый из этих приемов мог быть реализован по-разному - использовались газосветные установки, прожектора, лампы накаливания и люминесцентные лампы. Установки могли быть как статическими, так и динамическими.
Газосветные статические установки обычно размещались на высотных зданиях, на открытых, широких площадях. Чтобы текст воспринимался объемно, лампы монтировались по всей лицевой поверхности с небольшим шагом. Световые декоративные элементы, такие как флаги, вымпелы, звезды, эмблемы и картуши, располагались вдоль городских магистралей в определенном ритме и придавали им особый, праздничный облик. Применение светового модуля с двумя-тремя типовыми рисунками усиливало художественный ритм вечернего облика улицы и подчеркивало главную тему оформления. Газосветные эмблемы, как правило, монтировались на опорах уличного освещения, на перетяжках или на специальных кронштейнах. Это создавало пространственную многоплановую перспективу.
Прожекторное освещение создавало объемное свечение текста лозунгов и призывов. В отличие от газосвета, такие установки очень надежны в эксплуатации, но обладают существенным недостатком - у них весьма ограничена цветовая гамма.
Установки с лампами накаливания - самые традиционные и при этом хорошо воспринимающиеся. С помощью точечных излучателей удавалось создать красочные и мощные по силе воздействия световые плакаты и панно. В 1980-е годы лампы накаливания стали постепенно заменять на более экономичные и прогрессивные источники света - люминесцентные лампы. В силу увеличенных габаритов этих ламп сфера их применения ограничивалась внутренней подсветкой элементов различных видов наглядной агитации.
Светодинамические установки из всех видов праздничного и агитационного оформления города обладали наиболее сильным эмоциональным воздействием. Стремительное развитие электронной и полупроводниковой техники, пришедшееся на конец 1960-х - 1970-е годы привело к созданию высоконадежных, бесконтактных устройств, с помощью которых достигались самые разнообразные светодинамические эффекты и более активно воспринимался текст световой информации.
Ниже показаны обобщенные эскизы праздничного светового оформления, разработанные для украинских городов Георгием Афанасьевичем Щербиной и художниками Ю.А. Бондарем, Л.А. Довгичем, Б.К. Романенко и П.А. Тарасюком.