Революция в искусстве и новации в художественном образовании

Nov 24, 2017 23:59



Сегодня в МГХПА им. С.Г. Строганова прошла международная научная конференция "Революция в искусстве и новации в художественном образовании". В этот раз собралось почти 60 участников из США, Италии и многих городов России. К открытию, как всегда, был выпущен сборник трудов конференции, его электронную копию можно скачать по этой ссылке. Большая часть докладов поступила в оргкомитет в письменном виде, но и докладчиков сегодня выступило немало. Небольшой фоторепортаж с конференции под катом.




Конференцию открыл проректор по научной работе МГХПА им. С.Г. Строганова А.Н. Лаврентьев. Александр Николаевич представил доклады зарубежных авторов.







Сегодняшняя конференция была посвящена не только 100-летию Русской революции и исследованиям значения революционных поисков в различных видах искусства для современного художественного процесса, сферы художественного и дизайн-образования, но и посвящалась памяти ректора Строгановки в 1999-2007 гг. Александра Алексеевича Дубровина. Алла Геннадьевна Шешкен рассказала о жизни, взглядах и научной работе Александра Алексеевича.



Доклад Владимира Рувимовича Аронова раскрыл особенности искусства революции: русский авангард был не просто молниеносной вспышкой, а мощной детонирующей силой не только в социальной сфере, но и в кардинальном изменении общего мировосприятия, вырабатывая вместе с ним новые словесные и визуальные языки, необходимые для общегосударственного и повседневного общения. Эти языки приходилось максимально быстро осваивать практически во всех слоях населения, включая жителей отдаленных окраин и представителей традиционных национальных культур.



Ольга Игоревна Лексина рассказал как в начале 1940-х годов Наум Габо создал совершенно новый вид скульптуры, источником которой послужили математические модели линейчатых поверхностей.



Мария Терентьевна Майстровская рассказала о таком явлении 1917-20-х годов, как Пролетарские музеи, выделявшиеся своей уникальностью и в определенной степени спонтанностью. При всем своем противоречивом характере, они оказались теми новыми формами, которые сформировались на волне «энергии мечты» о новой всеобщей культуре и демократизации. Они стали некими «ликбезами» - «университетами» - для нового зрителя, пришедшего в музей. В это время рождались новые типы музеев, вызванные к жизни революцией и гражданской войной. Они, как правило, возникали из первых тематических выставок.



Игорь Владимирович Смекалов посвятил свое исследование абстрактивизму Сергея Калмыкова. Это художественное явление стало одним из вариантов нового понимания задач искусства. Проектная идея художника, рассчитанная на последовательное развитие, интересна как пример мышления авангардиста и представляет собой объединение абстрактной живописи, графики и теоретических текстов.



Владимир Васильевич Виноградов заявил о важности профессионального интереса дизайнеров и специалистов смежных профессий к опыту и теоретическим наработкам студии «Новая и Темпоральная реальность», фигурам русского нонконформизма (шестидесятникам) Элию Белютину и Владиславу Зубареву. Владимир Васильевич процитировал ряд положений профессиональной идеологии студии Белютина, позволяющие понять и оценить смысл наработок современных зарубежных и отечественных архитекторов и дизайнеров.



Владимир Владимирович Лаптев в докладе, посвященном советскому художнику-графику Николаю Михайловичу Кочергину, основоположнику жанра изостатистического плаката, рассмотрел вопросы применения изобразительной статистики в агитационном искусстве, показал роль художника в формировании новой ветви плакатного искусства.





Владимир Борисович Кошаев затронул тему художественного образования, за сто лет со времени революционных событий претерпевшего ряд принципиальных методологических трансформаций и сегодня нуждающегося в анализе своего состояния. Время индустриализации привело к тектоническим сдвигам в сфере искусстве, но явило паллиатив нравственных установок и личностного творческого выбора. Существенно развившись за советское время, искусство в 90-е годы ХХ века многое претерпело и не реализует сегодня функции, которые в нем были заложены в советское время. Актуальным остается вопрос соответствия потенциала искусства в его типологических формах - народного, средневекового, нового времени, ХХ века - потребностям современного культурного процесса и реализации этического содержания творчества и образования.



Людмила Борисовна Фрейверт рассмотрела творчество конструктивистов как педагогику нового жизнеустроения и нового образа мыслей. Революционная педагогика конструктивизма решает как бы мегазадачу: обучение творчеству жизни через творчество искусства. Людмила Борисовна проанализировала отдельные положения текстов А.Г. Габричевского, Н.М. Тарабукина, А.М. Родченко.



Евгений Васильевич Жердев проанализировал знаковый характер дизайна в контексте семиотики, в частности, художественной семантики, образного мышления, воображения, восприятия дизайнера и реципиента, а также рассмотрел роль семиотики как синтеза эстетической организации материальной и духовной среды бытия человека в художественное целое.



Ольга Геннадьевна Чекина считает, что одной из причин успеха русского авангарда является то, что он актуализировал традиции древнерусского и народного искусства. Ольга Геннадьевна описала попытки произвести такую актуализацию при постановке задач в области шрифтового проектирования в Национальном институте дизайна (Москва).



Екатерина Васильевна Полякова рассмотрела вопросы разработки и реализации методики по созданию дизайна паттернов и декоративных композиций для тканей при помощи искусственного интеллекта.



Евгений Шелудяков посвятил свой доклад исследованию компьютерных феноменов в художественной деятельности. Искажения компьютерного изображения за счет помех и сбоев (глитч-эффект) может быть использовано для поиска художественного образа.



Мария Голубкова рассмотрела подход к проектированию гербов РСФСР, СССР и стран социалистического лагеря как антитезу геральдической традиции.



В заключении, Сергей Леонидович Солтан и Дмитрий Владимирович Сидоров раскрыли опыт обучения графическому дизайну в своей творческой мастерской в РАНХиГС при Президенте РФ. В рамках образовательного процесса докладчики используют как традиционные способы, так и новые экспериментальные подходы, основанные на мультимедиа как новом формате визуальных коммуникаций.



Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, конференции, наука

Previous post Next post
Up