Шедевры русской графики

Nov 24, 2017 01:10



Совершенно бездарно профукав презентацию Лисицкого, в этот раз я собрал волю в кулак и в назначенный час, 19.00 23 ноября, был в Лаврушинском. ГИМ и ГТГ в этот раз представили совместный проект, приуроченный к 145-летию Государственного исторического музея. На выставке представлено более двухсот самых разнообразных графических работ из фондов ГИМ, позволяющих проследить развитие русской рисовальной школы от ее зарождения в XVIII столетии до начала XX века.
Гости собирались в зале Врубеля, где их приветствовали кураторы и организаторы выставки.






После приветственных и пояснительных слов, все направились в выставочные залы.

Зал 54
Рисунок и акварель XVIII века
Коллекция графики XVIII века представлена на выставке раритетными произведениями, выполненными в годы царствования Екатерины II и Павла I. Самая ранняя работа - аллегорическая композиция Г.И. Козлова, посвященная восшествию на престол Екатерины II (1762).



Примечательны акварели родоначальников пейзажного жанра: М.М. Иванова, Г.С. Сергеева, В.П. Петрова и В.П. Причетникова. Особое место в этом ряду занимает многофигурный лист М.М. Иванова «Смерть светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического в Бессарабских степях» (1791), гравированный Г.И. Скородумовым. Любительские акварели А.Т. Болотова запечатлели дворцово-парковый ансамбль Богородицкого имения Екатерины II.
Работы художников-иностранцев представлены московскими видами Дж. Хирна и Ф. Гильфердинга, историческими композициями П.Э. Строли, а также ранними произведениями А.О. Орловского, связанного с польской художественной культурой. К архитектурной «россике» относятся графические листы виртуозного рисовальщика Дж. Кваренги.

Зал 53
Видовая графика первой четверти XIX века
Исторический музей хранит одну из лучших в стране коллекций видовой графики XIX столетия. Виды допожарной Москвы демонстрирует знаменитая графическая «сюита» Ф.Я. Алексеева, направленного в Первопрестольную по особому указу Павла I. Древняя столица и ее живописные окрестности также запечатлены в работах московских архитекторов А.Н. Бакарева и И.А. Лаврова. Последний изобразил знаковое событие - посещение Кремля императором Александром I в 1816 году, впервые после Отечественной войны 1812 года.
Петербургские виды представлены в работах М.Н. Воробьёва - ведущего пейзажиста своего поколения. Многоцветность и детализация, необходимые для городского вида, сочетаются в произведениях мастера с полупрозрачностью акварельной техники. Помимо М.Н. Воробьёва, образы Северной Пальмиры оставили С. Ф. Галактионов и Б. Патерсен.
Виды Кавказа, Крыма и окраин обширной империи отражены в работах художника-путешественника Е.М. Корнеева. Изящному графическому стилю его акварелей вторит изысканная рифмовка планов, соответствующая точности передачи пространства в изображении.

Зал 52
Рисунок эпохи романтизма
Расцвет искусства эпохи романтизма связан с творчеством К. П. Брюллова, О. А. Кипренского,
А. О. Орловского и В. А. Тропинина.
В Историческом музее хранится уникальная по полноте коллекция работ В. А.Тропинина, происходящая из семьи художника. Его рисунки являются не самостоятельными листами, а эскизами к живописным произведениям. В них мастер набрасывает композицию, выбирает позу модели, определяется с трактовкой образа. Интересны виртуозно выполненные штудии рук, в которых художник ищет выразительный жест модели.
А.О. Орловский прославился различными сценами из крестьянской жизни. В 1810-е годы художник изображает эффектных башкир и черкесов, казачьи биваки и привалы - темы, появившиеся в связи с заграничными походами русской армии. Портретный жанр в его творчестве представлен автопортретом и несколькими карикатурами, исполненными в типичной для А.О. Орловского заостренной манере, утрирующей портретные черты.
Этот зал на снимках ниже не представлен.

Зал 51
Золотой век акварельного портрета
Исторический музей по праву гордится коллекцией русского акварельного портрета, который во второй четверти XIX века переживал расцвет. На выставке представлены работы ведущих мастеров- братьев А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, В.И. Гау, а также Н.А. Бестужева.
Акварельный портрет получил распространение в эпоху романтизма. Моду на него во многом обусловили созвучная времени быстрота создания цветового решения, непосредственность и камерность образа.
Формирование жанра акварельного портрета связано с именем П.Ф. Соколова. В ранних работах художник осторожно пользуется цветом, показывает модель крупным планом, как бы приближая ее к зрителю. Позже его портреты меняются, мастер отдает предпочтение поколенным изображениям. Появляется стремление к усложнению композиции, декоративности, интенсивности цвета.
Придворный художник В. И. Гау внимателен к индивидуальности модели и строг в выборе антуража. Его портретный тип соединяет безупречное сходство, безупречный внешний вид и столь же безупречное соответствие человека месту, занимаемому в общественной иерархии.

Зал 50
Видовая графика середины XIX века
В середине XIX века в моду входит яркая многослойная техника акварели, насыщенная и плотная по фактуре. Значимой темой остаются изображения двух столиц и происходящих на фоне их величественных декораций важных исторических событий.
Открывают галерею акварельные листы К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади» (1830-е) и К.И. Гампельна «Закладка Москворецкого моста» (1830). На выставке демонстрируются редкие виды Первопрестольной,созданные московскими художниками К.П. Бодри, И.И. Вивьеном, Н.Е. Маковским, В.П. Рыбинским и другими, обучавшимися в Кремлевском архитектурном училище и Московском училище живописи и ваяния. Они зафиксировали классические панорамы Кремля и набережных Москвы-реки, старинных соборов и церквей. В серии работ И. И. Шарлеманя показаны с высоких точек зрения центральные улицы и площади Москвы середины XIX века.
Стоит отметить виды Москвы и Санкт-Петербурга, выполненные выдающимся придворным мастером B.C. Садовниковым. В ряду видовых акварелей его произведения выделяют особое изящество и живописность манеры.

Зал 49
Придворное искусство второй половины XIX века
Во второй половине XIX века в акварельных видах ценятся прежде всего репрезентативность и нарядность. Такие листы с 1850-х годов создает плеяда прославленных придворных художников: B.C. Садовников, А. И. Шарлемань, М.А. Зичи. Их рисунки отличают виртуозное владение техникой акварели, эффектность представления события и точность в передаче деталей.
М.А. Зичи создал изобразительную летопись последних царствований: «Прием в Зимнем дворце после покушения на Александра II» (1866), «Пребывание Александра III в Киеве» (1885). Отличительная черта этих работ - детализация, стремление передать подробности придворной жизни.
Портреты и интерьеры второй половины XIX века воссоздают на бумаге красочность вкусов эпохи Александра II и Александра III. Это хорошо заметно в парадных портретах цесаревича Александра Александровича и князя А. И. Барятинского работы С.Ф. Александровского, в интерьерных видах B.C. Садовникова, исполненных по заказу князей Юсуповых в начале 1870-х годов.
Завершающим аккордом выставки служат акварели А. И. Шарлеманя и Н.Н. Каразина, изображающие коронацию Николая II в 1896 году.





























































































































































































































графика, Москва, ГТГ, выставки

Previous post Next post
Up