По наводке
Алексея Дедушкина (спасибо ему большое) на сайте
«История России в фотографиях» обнаружил целую серию снимков Всеволода Тарасевича из архива МАММ/МДФ, сделанных в 1969 году в Строгановском училище. Обстоятельства при которых была проведена эта фотосессия неизвестны. Могу лишь сказать несколько слов об авторе фотографий.
Всеволод Сергеевич Тарасевич (1919, Москва - 1998) - классик советской фотожурналистики. Начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда» ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года - фотокорреспондент ленинградского отделения фотохроники ТАСС. С начала Великой Отечественной войны - фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов.
После окончания войны три года сотрудничал с газетой «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву - фотокорреспондент ВДНХ, агентства печати «Новости». Один из первых советских фотографов, кто начинает снимать на цвет (1954-1955 гг.), работы именно этого периода попали на выставку «Первоцвет» (Фотобиеннале 2008).
В 70-е декан факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов. Наиболее известны его работы: «Дмитрий Шостакович» (1960 г.), серия «Юрий Гагарин в самолете "Ил-18" на пути из Куйбышева в Москву» (1961 г.), «Поединок», «Край земли» и другие.
Студент Московского высшего художественно-промышленного училища.
Студенты Московского высшего художественно-промышленного училища готовятся к смотру работ.
На выставке.
На занятиях.
Без названия.
В аудитории.
В аудитории.
В мастерской керамики.
Студенты 5-го курса отделения художественной керамики готовятся к очередному просмотру своих работ.
В мастерской архитектурно-декоративной пластики.
В мастерской скульптора.
В скульптурной мастерской.
В скульптурной мастерской.
В скульптурной мастерской студенты первого курса.
В скульптурной мастерской.
Скульптор.
Магомед Кубанов.
Студент МВХПУ в скульптурной мастерской.
Студент скульптурной мастерской.
Студенты 5-го курса отделения архитектурно-декоративной пластики.
В лаборатории граверных работ.
В лаборатории художественной обработки тканей.
Без названия.
Без названия.
Без названия.
Без названия.
Доцент Н. С. Селезнев во внутреннем дворике Училища.
Ирина Субботина, студентка 3-го курса, овладевает сложным искусством лепки.
Кузнец, студент Анатолий Елизаров.
Кузнец, студент Анатолий Елизаров.
На выставке.
На выставке.
На занятиях.
На первом курсе отделения керамики учится Аюрзана Бадан из далекой Монголии.
Основа - занятия по рисунку.
Отсюда, где установлены печи для обжига материала, выходит готовая продукция студентов отделения керамики.
Подготовкой мастеров-реставраторов руководит Дмитрий Никитович Афанасьев.
Последние штрихи перед открытием выставки плакатов, посвященной 50-летию ВЛКСМ.
Практическая работа по гравированию. Отделение художественной обработки металла.
Преподаватель отделения художественного стекла Светлана Бескинская.
Просмотр плакатов.
Профессор Василий Ватагин.
В 1963-1969 гг. на отделении художественной керамики МВХПУ преподавал В.А. Ватагин - прекрасный график и скульптор-анималист. Василий Алексеевич по-отечески привязался к Строгановке: «дни свои провожу … по-прежнему в Строгановском и это дело мне продолжает нравиться - слежу за развитием молодых талантов» - писал Ватагин. В 1966 г., по просьбе ректора Училища З.Н. Быкова, Василий Алексеевич изложил свои соображения о программе преподавания рисунка в Строгановке. Его замечания радикально меняли всю методику преподавания. Ватагин писал на кафедру рисунка: «В связи с пересмотром программы преподавания рисунка, я считаю возможным внести предложения, основанные и оправданные моим 60-летним опытом работы в области рисунка и скульптуры. Я считаю необходимым разделить преподавание на этюд, как на средство всестороннего изучения натуры, и на эскиз, как на путь создания композиции художественного образа. Считаю необходимым внести в преподавание рисунка не только технику карандаша и угля, но и технику цветных мелков, кисти, пера и фломастера».
Студент из Конго и профессор Ватагин.
Профессор Виктор Петрович Калмыков.
С натуры.
Слово педагога. Преподаватель Борис Семаков.
Студент.
Студент.
Студент В. Черников на практических занятиях по макетированию.
Студент.
Студенты сами готовят свои работы к просмотру.
И в заключении, немного кино. Прежде всего, если кто еще не видел, поставлю снова документальный фильм о Строгановке 1974 года "Формула красоты".
Click to view
Затем, такой любопытный ролик из ютуба, съемки в МВХПУ (б.Строгановское) сделаны студентами факультета монументально-декоративной живописи в 1968 г. Как раз по времени очень близко к снимкам Тарасевича.
Click to view
И, наконец, небольшой сюжет с занятий студентов кафедры художественного конструирования. Задание по проектированию дает Ксения Андреевна Кондратьева, 1979 год.
Click to view
В 1988-89 г. Ксения Андреевна стала деканом факультета Промышленное искусство. Для неё даже само образование было объектом и возможностью проектирования. Выдавая задание, она просчитывала и возможные результаты проектной работы, и критерии оценки - степень адекватности ответа. В своей группе она постоянно экспериментировала с формулировкой заданий. То это были темы с вариациями, как в джазе, то сюжетно-пластические композиции, инсталляции. Когда Ксения Андреевна проводила просмотры, то всегда старалась оценивать работу с нескольких позиций: графическая форма подачи, осведомленность студента о современных направлениях и тенденциях, но самое главное, она всегда ставила оценку за проектную идею. За этим, по ее убеждению, стоит способность педагога даже на ранней стадии видеть потенциал любого проектного предложения. Она учитывала и возможность проектного ответа, идущего вразрез с заданием - если это было талантливо, то студент мог рассчитывать на оценку выше утвержденной. Так случилось однажды, в 1994 году, с проектом «Светильника для нагваля» студента второго курса из группы В.В. Павлюка. Это было время увлечения эзотерикой и текстами Карлоса Кастанеды. На планшетах была изображена некая структура с лампами, потом она же на темном фоне в окружении странных пляшущих существ, напоминающих членов кафедры. Оценив идею и юмор, Ксения Андреевна поставила «6».
Использованы материалы из книги
"Строгановка: 190 лет русского дизайна", М., 2015.