«Оттепель» на Крымском валу

Feb 14, 2017 23:45



Вернувшись с презентации выставки «Оттпель», открывшейся сегодня в Новой Третьяковке на Крымском валу, спешу поделиться с вами увиденным. Как пишут организаторы «это первая масштабная выставка, посвященная эпохе, которая охватывает период с 1953 года, когда после смерти И. В. Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзии о возможности построения социализма с "человеческим лицом". Экспозиция выставки состоит из семи тематических разделов, в которые на равных интегрированы самые разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна и фрагменты художественных фильмов». Предлагаю вам, вслед за мной, проследовать по залам. Снимков много, но показываю я не все, чтобы осталось чему удивляться тем, кто захочет посмотреть на всё это вживую. Качество тоже не очень получилось, а редактировать я ничего не стал, показываю в том виде, как вышло.


Как известно, всякая презентация начинается с бесплатного буфета, где есть что выпить и закусить.





Выставку посетило высокое начальство. Здесь Ольга Голодец с директором ГТГ Зельфирой Трегуловой и представителем РЖД.



Несколько слов перед торжественным разрезанием красной ленты.



На импровизированной сцене организаторы, покровители и спонсоры выставки.



Гости внимательно слушают. Среди них замечен профессор МГУ и Строгановки Владимир Борисович Кошаев.



Первый раздел выставки "Разговор с отцом". Напряженный диалог поколений в послевоенном советском обществе подогревался двумя темами, о которых многие предпочитали молчать: правда о войне и правда о лагерях. История оттепели - это история процессов реабилитации, которые начались сразу же после смерти И. В. Сталина.









Следующий раздел - "Лучший город Земли". Город в эпоху оттепели - это основное «место действия», место соприкосновения приватной и публичной сфер: жители этого города пока что не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни (как это произойдет в 1970-е), и город выполняет для них функцию общественного форума или «большого дома» - это пространство для застолий во дворе, танцев и чтения стихов на площадях и в парках.

















Далее - "Международные отношения". Противостояние СССР и США определило политическую картину мира во второй половине XX века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.



Фестиваль:



















Далее - "Новый быт". Обещание обеспечить каждую семью отдельным жильем, соответствующим требованиям гигиены и культурного быта, было закреплено в новой программе партии 1961 года. Общество, которое через 20 лет должно было жить при коммунизме, в качестве одной из главных целей имело создание комфортного частного быта. Вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник - на производство»: мир советского человека должен быть улучшен с помощью предметно-бытовой среды, и художникам-дизайнерам необходимо воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству».































Открытое пространство в центре экспозиции организаторы назвали площадью Маяковского.





Раздел "Атом - космос". Атом и космос - как самая малая и самая большая величины - определяют диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое наступит уже завтра. Массовизация высшего образования и развитие научных институтов порождают новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладевает умами и становится одной из главных тем в советской культуре, затрагивая не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.







Сотрудники института физических проблем - члены семьи Капицы:













Раздел "Освоение". В пропагандистской кампании, которая сопровождала освоение целинных земель, эксплуатировалась «романтика дальних странствий», стремление к самоутверждению и самостоятельности. Освоение также ассоциировалось с идеей «массовизации» героизма тяжелых «трудовых будней» на всех широтах Советского Союза, на масштабных стройках, на целинных землях Казахстана, в лесах Урала и Сибири. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки на стройки и на целину, чтобы запечатлеть «молодых романтиков».









Заключительный раздел "В коммунизм!". В 1961 году на XXII съезде КПСС в своем выступлении Н.С. Хрущёв пообещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Успехи в освоении космоса и новые научные открытия стимулировали воображение, и в культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия. Идеи роботизации процессов производства частично реализовывались на практике, и это позволяло думать, что люди недалекого коммунистического будущего смогут позволить себе заниматься только самосовершенствованием и творчеством в самых разных сферах.

















С коммунизмом я что-то не очень понял, что хотели сказать организаторы. Видимо выставка требует более внимательного и вдумчивого прочтения.
Несколько общих, панорамных видов:







Пора на выход:



image Click to view



графика, Москва, ГТГ, искусство, история СССР, выставки

Previous post Next post
Up