Личность в истории

Mar 28, 2016 09:00



Многим еще памятен облик Москвы 30-40-летней давности. Ее строгий, порой незамысловатый рекламный наряд и кумачовое буйство по праздникам, бесконечные лозунги, транспаранты, панно и выставки.






Реклама, как правило, анонимна, имена ее творцов широкой аудитории остаются неизвестны, в связи с этим заглавие текста может показаться неожиданным - кто знает имена тех людей, деятельность которых определяла повседневный облик столицы в послевоенные десятилетия? Тем более невероятным представляется, чтобы в те годы один человек мог оказать сколько-нибудь значительное влияние на художественно-рекламное оформление Москвы, а значит, так или иначе, всех городов Союза.
Тем не менее, был такой человек. В 1957 году заместителем начальника и главным художником Управления городского оформления и рекламы Мосгорисполкома (сокращенно - Мосгороформление) был назначен Кирилл Николаевич Калайда. В том же году в Москве проходил фестиваль молодежи и студентов, Калайда оформлял главную арену праздника - «Лужники», это стало его первой большой работой в новой должности.

Кирилл Калайда. Дружеский шарж нарисовал Григорий Ушаев


Кирилл Николаевич родился в 1917 году. Еще до войны окончив Московский архитектурный институт, в военные годы капитан Калайда служил командиром маскировочной роты штаба фронта. В послевоенные годы он участвовал в реконструкции и оформлении Елиссевского гастронома, затем работал над интерьерами «Детского мира» и ГУМа, ресторанов и магазинов, пока, наконец, не был назначен на пост главного художника Мосгороформления. В этой организации, с момента ее появления в 1930-е годы, была сосредоточена львиная доля работ по внешнему оформлению города, проектированию и производству рекламных устройств, всех видов печатной и радиотелевизионной рекламы. Мосгороформление также контролировало состояние в городе рекламы, вывесок, стендов и витрин.











Калайда был бессменным председателем художественного совета Мосгороформления, через его руки проходили все эскизы, все проектные разработки Управления, будь то рисунки гигантских агитационных панно и установок, эскизы рядовых витрин или центральных универмагов, этикетки к бутылке фруктового сока или фирменных бланков магазина. Все вплоть до декорирования праздничных колонн демонстрантов в красные дни календаря. Без его замечаний и одобрения не проходил ни один проект.
«На прошедшей в 1957 году Международной конференции работников рекламы социалистических стран, - говорил Калайда, - впервые были определены принципы социалистической рекламы. Реклама - информатор, реклама - советчик и помощник, реклама - пропагандист и воспитатель - вот далеко не полный перечень гуманистических функций социалистической рекламы. Эти принципы способствовали формированию нашего творчества». А главным принципом, которым руководствовался герой нашего рассказа, было «подчинять форму содержанию, пропаганде советского образа жизни».











В 1967 году для координации рекламной деятельности бесчисленных Министерств и ведомств, определения «идейно-художественного» направления рекламы в стране, определения экономической эффективности рекламных мероприятий, был учрежден Междуведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. Калайда возглавил одну из пяти секций совета - секцию эстетики. Его заместителями стали главный художник Всесоюзной Торговой Палаты Р.Р. Кликс и главный архитектор Гипроторга Минторга СССР О.А. Великорецкий. Таким образом, через систему Минторга деятельность Кирилла Николаевича распространялась на весь Союз.

image Click to view



Многие годы Калайда занимал пост председателя партийной организации Московского союза художников. Помимо бремени административных забот, не забывал Кирилл Николаевич и о своей первой любви - дизайне витрин. Помимо руководства целого коллектива художников (ведь в структуру Управления входил витринно-вывесочный комбинат), он, частенько и сам проектировал витрины. Поле деятельности комбината не ограничивалось десятком витрин одного универмага, это были сотни, тысячи витрин магазинов, расположенных на магистралях и площадях Москвы.
- Главное в витрине - товар, и все художественные и технические средства должны быть направлены на обеспечение наилучшего его показа. Художник должен создавать в витрине рекламу товара, - так формулировал свое творческое кредо Калайда - Сюжет или декор не может быть самоцелью. Они имеют право на существование только тогда, когда несут полезную рекламную нагрузку, способствуя наилучшему восприятию демонстрирующегося в витрине товара, а не отвлекают на себя внимание.







В 60-х годах ночная Москва пестрела самыми разнообразными по цвету и размеру вывесками и свето-динамическими установками, - нижние ярусы домов в центре столицы были перенасыщены рекламными устройствами, зачастую не отличавшимися хорошим вкусом. В те годы большое внимание уделялось вопросам системности и упорядоченности в расположении вывесок, использовании шрифтов и торговых марок, гармонии световых акцентов и цветовых пятен. А именно этого и не доставало. Ситуация начала меняться с появлением в середине 1960-х годов нового отрезка проспекта Калинина - от Арбатской площади до Садового кольца. Рекламное оформление проспекта подчинялось архитектуре и решалось в неяркой бело-голубой гамме, лишь красное пятно названия кинотеатра «Октябрь» было единственным цветовым акцентом на всем 800-метровом протяжении проспекта.
И вот в начале 70-х годов Кирилл Николаевич вместе с группой художников разработал комплексный план оформления улицы Горького (Тверской). Перед ними стояла непростая задача - соединить в единый оформительский ансамбль целую магистраль, состоящую из различных по архитектуре зданий, найти единый ключ в оформлении разных по своему назначению предприятий. И вот на эскизах, выполненных художниками завода Газосвет, входящего в структуру Управления, появились бело-голубые линии световых вывесок, дополняемые рекламными газосветными установками, взлетающими к высоким карнизам зданий. Ансамблевое единство достигалось строгим ритмом размещения кронштейнов, их единым масштабом и объединяющей всю магистраль бело-голубой полосой светящихся вывесок. Улица приобрела свой колорит.
Вслед за этим последовала целая череда проектов по комплексному рекламному оформлению многих центральных московских улиц и вылетных магистралей. Все они решались в ставшей вдруг популярной бело-голубой гамме. Исчезла полихромия вечерних улиц центра: Пушкинской, Петровки, Кирова (Мясницкой), а также проспекта Мира, Ленинского и Кутузовского проспектов. Как следствие, прежний своеобразный и запоминающийся ночной облик Москвы был утерян.











В 1975 г. на ВДНХ проходила Первая всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации, Кирилл Николаевич стал лауреатом этой выставки-конкурса с такой формулировкой: «Отмечен главный художник Управления городского оформления и рекламы Мосгорисполкома К.Н.Калайда за создание, разработку и осуществление на высоком идейно-политическом и художественном уровне эскизов оформления Красной площади и головной колонны демонстрантов». В 1976 году Калайда был удостоен звания заслуженного художника РСФСР.







В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры, огромный объем работы лег на плечи главного художника Мосгороформления. Его работы украшали центральные площади, подъезды к столице, трассу, по которой в Москву доставляли олимпийский огонь. Об этом я уже рассказывал здесь. Но и результаты были оценены - по итогам этой работы Кирилл Николаевич был награждён орденом "Знак Почёта". Вот фотография церемонии награждения потрудившихся для Олимпиады начальников всевозможных главков, министерств и ведомств.



С началом Перестройки помимо новых тем в агитационном оформлении Москвы появляются новые композиционные решения. Особенно ярко эта тенденция проявила себя в праздничном украшении столицы к 70-летию Советской власти - наклонные, словно покосившиеся панно и кумачевые ленты, лозунги на строительных лесах, яркие, динамичные плакаты, рефреном повторяющиеся слова «Гласность, Ускорение, Перестройка» все это создавало ощущение низвержения старых идеалов и тревожного ожидания грядущих перемен.



А перемены были уже близко, и в 1988 году Калайда вышел на пенсию, тогда ему был 71 год. Возраст уже немалый, да и время пришло «не то» и отношения с начальником Управления складывались неважные. Так заканчивались три последних десятилетия в жизни советской Москвы, вкус и цвет которых во многом определял Кирилл Николаевич Калайда - главный художник Управления городского оформления и рекламы Мосгорисполкома.







В 2007 году я набрался смелости и позвонил Кириллу Николаевичу, хотел задать ему несколько вопросов. Однако разговора не получилось - он принял меня за афериста. Определенное продолжение эта история получила совсем недавно - со мной связалась его падчерица - Элеонора Александровна Мандалян, общение с которой Калайда не поддерживал уже много десятков лет. Сейчас Элеонора Александровна прошивает в США. Я сообщил ей то немногое, что мне было известно и в результате получился вот такой рассказ. Там не всё точно в деталях и местами с цитатами напутано - Элеонора Александровна цитирует мою статью, а приписывает её газете "Мещанская слобода".

В статье использованы материалы из архива «Мосгороформления» и частных московских архивов.

агитация и пропаганда, Москва, наружная реклама, праздничное оформление, Кирилл Калайда, личности

Previous post Next post
Up