Архитектура, дизайн и культурная среда 1960-1980-х гг. 100 лет Ю.Б. Соловьеву

Jun 17, 2020 22:23



27-28 февраля 2020 года в Российской академии художеств и МГХПА им. С.Г.Строганова проходил Круглый стол и Международная научная конференция, посвященные 100-летию со дня рождения известного деятеля советского дизайна Юрия Борисовича Соловьева. Докладчики попытались раскрыть личность Соловьева, его деятельность, культурную ситуацию второй половины ХХ века в СССР и России, направления и проблемы современного российского дизайна.
Московский музей дизайна - один из организаторов этого научного форума - вел видеозапись Круглого стола в РАХ, где собрались ветераны ВНИИТЭ, лично знавшие Ю.Б.Соловьева и поделившиеся своим опытом общения с этой выдающейся личностью. Видео можно посмотреть по этой ссылке. Сборник трудов конференции можно скачать здесь. Фоторепортаж с Круглого стола и Конференции приведен ниже.

image Click to view




Открыл заседание Круглого стола Андрей Леонидович Бобыкин. В своем сообщении он рассказал о вкладе Юрия Борисовича Соловьева в зарождение, становление и развитие отечественной системы государственного дизайна.



Виктор Григорьевич Калинин рассказал о значении и роли Ю.Б.Соловьева в своей жизни и профессиональном становлении.



Об особом даре Ю.Б.Соловьева находить таланты и содействовать их развитию и становлению рассказал Юрий Владимирович Назаров.



Владимир Федорович Рунге рассказал о деятельности Ю.Б.Соловьева, основателя и директора Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), и его роли в становлении и развитии отечественного дизайна. Привел малоизвестные факты о Ю.Б.Соловьеве, уделяя особое внимание последнему периоду его жизни.



Игорь Андреевич Зайцев поделился своим взглядом на личность Ю.Б.Соловьева, уделяя особое внимание вопросу переподготовки кадров дизайна, в котором Соловьев принял активное участие.



Владимир Филиппович Сидоренко высказался о необходимости продолжить историю дизайна в России, прерванную с уходом Ю.Б.Соловьева.



Елена Игоревна Рузова зачитала доклад Дмитрия Арнольдовича Азрикана, ныне проживающего в США. Азрикан в своем докладе раскрыл роль руководителя ВНИИТЭ - Юрия Соловьева в организации и проведении международных проектных семинаров «Интердизайн». Подчеркнул важность совместной творческой деятельности при разработке новых проектных концепций в дизайне.



Сергей Иванович Серов рассказал о сложной и противоречивой личности Ю.Б.Соловьева, своих контактах с ним и ВНИИТЭ, сделав акцент на культурной среде эпохи.



Светлана Вагаршаковна Мирзоян рассказала об уникальном научно-исследовательском институте - ВНИИТЭ, созданном всемирно известным дизайнером Юрием Борисовичем Соловьевым. О его «команде», куда входили специалисты экстра-класса, владеющие современной ситуацией, методически грамотные. О журнале «Техническая эстетика», о его создателе и главном редакторе Ю.Б.Соловьеве и о заместителе главного редактора Светлане Сильвестровой, о Рижском СХКБ, о работах латышских дизайнеров, которые явились ценным вкладом, солидно дополняющим промышленный дизайн СССР.



Игорь Николаевич Лысенко рассказал о своей работе в секторе «Дизайн-программ и перспективного проектирования» Д.А.Азрикана во ВНИИТЭ.



Ольга Григорьевна Яцюк рассказала об ученом совете ВНИИТЭ и роли Марии Марьяновны Калиничевой в его деятельности.



Александра Николаевна Санькова рассказала о своем знакомстве и дружбе с Ю.Б.Соловьевым, сделав акцент на визионерском мышлении Соловьева и его роли в становлении «Московского музея дизайна».



На следующий день в МГХПА им. С.Г.Строганова состоялась Международная научная конференция, посвященная 100-летию Ю.Б.Соловьева. Открыл конференцию Александр Николаевич Лаврентьев докладом «Направления теоретических исследований в сфере дизайна 1970-1980-х гг.», где описал этапы развития исследований в области теории дизайна, проводившиеся в Советском Союзе и Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ), созданном при участии Соловьева и возглавлявшемся им с 1962 года.



Владимир Рувимович Аронов в докладе «Ю.Б. Соловьев и международные связи в дизайне 1960-1980-х годов» рассмотрел роль Ю.Б.Соловьева в установлении многоаспектных международных связей, важных для формирования отечественной системы художественного конструирования в 1960-1980-е годы. В ежемесячном бюллетене, а затем журнале ВНИИТЭ «Техническая эстетика» широко информировали о задачах и приоритетах мирового дизайна. По инициативе Соловьева их дополняли многочисленные переводы наиболее важных зарубежных публикаций, посвященных технической эстетике, и специальные обзоры текущей практики, которые распространялись по филиалам ВНИИТЭ и самостоятельным отраслевым СХКБ (Специальным художественно-конструкторским бюро). Докладчик отметил значение, которое придавал Соловьев организации многих выставок современного дизайна в нашей стране и аналогичных отечественных выставок за рубежом, а также приглашениям с лекциями ведущих зарубежного дизайна. По инициативе Соловьева были организованы международные практические семинары «Интердизайн». Особое значение имело избрание Соловьева вначале вице-президентом, а затем очередным президентом ИСКИД (Международный совет обществ по промышленному дизайну) и проведение Конгресса ИКСИД в Москве (1975).





Владимир Борисович Кошаев в докладе «Историческая реабилитация феномена искусства средствами теории дизайна и декоративно-прикладного искусства» показал, что классическое искусствоведение испытывает сегодня трудности в оценке современных художественных произведений, ввиду образно-типологической специфики объекта и предмета исследования и эмоционально-ассоциативной природой художественного объекта. При этом теория художественно-промышленного искусства и искусствоведение в сфере прикладного и декоративного искусства сформировались в контексте системных задач, охватывающих критерии и факторы, которые могут быть применены к оценке практически всех художественных произведений. Для этого важно уяснить специфику искусствоведения по отношению к философии искусства и эмпирический характер связи теории и практики искусства.



Светлана Вагаршаковна Мирзоян в докладе «38 лет назад…» повторила основные тезисы своего выступления на Круглом столе.



Александр Вячеславович Уваров в докладе «Проблема исследования визуального мышления в работах ВНИИТЭ 1970-1980-х годов» рассмотрел историю исследования проблемы визуального мышления в Советском Союзе в 1970-1980-е годы. Обозначил ключевые этапы, осветил наиболее важные труды, описал методы исследовательской работы отделов Всесоюзного Научно-исследовательского Института Технической Эстетики.



Александр Васильевич Шаповал в докладе «Конструктивные и эстетические особенности дизайн-программы электронных измерительных приборов 1980-х годов» рассмотрел конструктивные и эстетические особенности дизайн-программы электронных измерительных приборов, показал степень результативности выбранных методов синтеза композиций базовых художественно-конструкторских решений в 1970-1980-х годах.



Владимир Васильевич Виноградов в докладе «Специфика и методы работы отделов дизайна ВНИИТЭ» представил короткое изложение фрагментов деятельности проектных отделов ВНИИТЭ в середине 1980-х годов прошлого века на примере ряда работ. Докладчик отметил специфику одного из проектных подходов, носящего зачастую экспериментальный характер.



Сергей Михайлович Михайлов в докладе «Дизайн-программа для города (отечественный опыт 1970-1980-х комплексной организации предметно-пространственной среды)» рассмотрел проекты монуменально-декоративного, архитектурно-художественного оформления города, получившие распространение у нас в стране в кон. 1970-х - 1980-х гг. и ставшие развитием идей средового подхода в архитектуре и дизайне города. По уровню сложности решаемых задач, широте и глубине предпроектных исследований такие проекты комплексного архитектурно-художественного оформления города можно сравнить с разработкой его генерального плана, а по многоуровневости и комплексности охватываемых задач - с дизайн-программой.



Элеонора Михайловна Глинтерник в докладе «Ленинградская школа прикладной графики в социокультурном контексте искусства 1960-1980-х годов» рассказала об истории развития ленинградской школы прикладной графики в период 1960-1980-х годов. Были рассмотрены социокультурный контекст и условия, в которых формировались новые принципы и художественные задачи в графическом дизайне этого периода. Показаны жанровое многообразие прикладной графики, отмечено творчество ведущих мастеров, работавших в этой области искусства.



Елена Владимировна и Наталья Михайловна Сокольниковы в докладе «Национальный аспект советского дизайна и формирование системы региональных филиалов ВНИИТЭ» рассмотрели влияние национального и регионального аспектов на процесс формирования советской системы дизайна на примере анализа деятельности региональных филиалов ВНИИТЭ 1960-80-х гг, а также серии выставок, демонстрирующих достижения дизайна в отдельных регионах СССР, организованных в московском ЦТЭ. Отдельно был исследован процесс осознания значимой роли национального аспекта в формировании региональных школ советского дизайна, происходивший на уровне теоретических исследований и практических разработок советских искусствоведов и дизайнеров, сотрудников ВНИИТЭ 1970-80-х годов.



Мария Терентьевна Майстровская в докладе «Дизайнерская деятельность Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ) 1960-1980 гг.: выставки, конкурсы, проекты, мастера» рассказала о Всесоюзном проектно-конструкторском и технологическом институте мебели, легендарном ВПКТИМ, который был ведущим проектным подразделением в мебельном дизайне страны. Мария Терентьевна осветила вопросы организации института, крупнейшие выставки, предпосылки его создания и структура, состав отделов и функции. Докладчиком приведены важнейшие критерии и подходы в проектной деятельности, связь проектов с промышленным производством и материалами, которые обусловили новые формы и новый дизайн отечественной мебели 1960-80-х годов, инициированный грандиозным жилищным строительством и новыми технологиями.





Доклад Анастасии Владимировны Дубровской «Кафедра «Программный дизайн» ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Возникновение, история, дипломные проекты» посвящен кафедре программного дизайна, возникшей на базе Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной в середине 1970-х годов. Рассматриваются предпосылки создания кафедры, выявляются основные этапы ее существования, оценивается ее значение в аспекте подготовки кадров дизайнеров нового профиля, анализируются учебные программы, обеспечивающие их подготовку. Особое внимание уделяется специфике реализации методики преподавания на кафедре программного дизайна ЛВХПУ имени В.И.Мухиной; прослеживается роль Е.Н.Лазарева и других преподавателей в деятельности кафедры программного дизайна. В качестве примера конкретных плодотворных результатов работы данной кафедры приводятся дипломы ее выпускников.



Ольга Михайловна Санду в докладе «Дизайн-программа и генезис проектного сознания» рассмотрела метод дизайн-программ, раскрывающий суть проектного сознания и его характеристик: системность, концептуальность, архетипичность, художественная образность, программируемость, способность к моделированию, динамичность. Генезис проектного сознания предполагает преемственность дизайн-программы и более ранних типов культурно-художественных программ.





Алексей Дмитриевич Александров в докладе «История дизайна экспортной бутылки «Русской водки», разработанной под руководством Ю.Б. Соловьева (1969-2011 гг.)» осветил основные этапы совместной с Ю.Б.Соловьевым работы над дизайном экспортной бутылки водки.



Римма Михайловна Байбурова в докладе «Смена парадигм в отечественном дизайне интерьера. Конец 1950-х - 1980-е годы» сопоставляет интерьеры в СССР и на Западе. С начала 1930-х годов СССР порывает с общемировым модернизмом, ставка делается на ар деко, но во второй половине 1950-х он вновь обращается к модернизму. В это время на Западе становится очевидным, что модернизм исчерпал свой ресурс; с 1970-х годов там утверждается стиль масс. В СССР в 1960-1980-е годы торжествует модернизм. В начале 1990-х преемница СССР Россия присоединяется к общемировому процессу.



Азат Рофилевич Романов в докладе «Система художественного конструирования средств транспорта в Удмуртской Республике в 1960-1970-е годы» рассказал о практике художественного конструирования транспортных средств в Удмуртской Республике. Докладчик определили этапы эволюции школы дизайна средств транспорта, показал взаимодействие между мировыми и региональными школами. Рассмотрел влияние ведущих проектных институтов, привел примеры сотрудничества с НАМИ и ВНИИТЭ. Рассмотрел в общемировом контексте перспективные модели автомобилей. Предложил эволюцию пластического языка фирменного стиля ПО «ИЖМАШ». Уделил внимание синтетическим направлениям проектной деятельности (мотомашины).



Юрий Павлович Волчок выступил с докладом «Конкурс 1961 года на проект Всемирной выставки в Москве 1967 года: к вновь сложившемуся взаимоотношению понятий «строительное искусство» и «техническая эстетика».





Людмила Борисовна Фрейверт в докладе ««Король Лир» Е.Енея, Г.Козинцева и Д.Шостаковича как проект предметно-пространственной среды в культурном контексте 1960-1970-х гг.: синтез минимализма и arte povera» рассмотрела работу создателей фильма «Король Лир» - Е.Енея, Г.Козинцева и Д.Шостаковича - как уникальный пример коллективного проектного творчества. Автор выявляет его связь с современным ему культурно-историческим контекстом и с искусством прошлого. Определяет общие формально-стилевые принципы визуально-пространственного и музыкально-пространственного решения. Поставленные проблемы человека в индивидуальном бытии и в истории не содержат прямых отсылок на проблемы технической эстетики и эргономики, но являются частью той духовной атмосферы, в которой зародился и действовал ВНИИТЭ.



Москва, РАХ, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, конференции, наука

Previous post Next post
Up