Эта знаменитая фотография была сделана полвека назад фотографом Альберто Диасом Гутьерресом (или просто «Корда»), который до кубинской революции держал гламурный фотосалон. Снимок сделан 5 марта 1960 года, когда в Гаване проходил траурный митинг - после взрыва на французском корабле, доставлявшем на Кубу оружие, произошел взрыв, погибло 160 человек. Рядом с Фиделем Кастро тогда были Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. К толпе приблизился Че. Как вспоминал Корда, он был поражен выражением «абсолютной отрешенности» на лице Че Гевары.
Корда успел сделать пару снимков, которые стали самыми удачными из его фотографий. Пленка со снимками была обработана и отправлена в газету «Революсьон», но редактор выбрал другие кадры. К счастью, Корда сохранил несколько отпечатков Че. На них Че Гевара, как отмечали критики, из-за особенностей пленки и оптики (напомню, Корда специализировался на фотографиях женщин) выглядит несколько более женственно, чем он был в жизни - мягкие черты лица, развевающиеся кудри.
Спустя семь лет, в августе 1967 попало в журнал «Пари Матч». Еще через два месяца Че не стало… Смерть Че и появление самого удачного его фото почти совпали по времени. Это таинственная синхрония породила один из самых удивительных феноменов 20-го века: образ Guerrillero Heroico, героического повстанца. Изображение Че было воспроизведено миллиарды раз - в газетах, на плакатах, майках, на чем угодно. Скрипя зубами, даже американские арт-академики (Колледж Искусств Института Мэриленда и британский Музей Альберта и Виктории) признали его «самым популярным в мире фото» и «символом 20-го века».
И в самом деле - со своим простяцким беретом и отстраненным взглядом, с его трагической судьбой Че выглядит вселенским героем - подобно Будде или Иисусу. Портрет Моны Лизы - это изображение идеального человека Ренессанса. Фотография Че - это идеальный герой 20-го века. Но, увы, память человеческая коротка, и спустя полвека даже молодежь, которая носит майки с его изображением, уже едва ли знает, кто на них изображен… Печальный и героический взгляд Че погас.