"Восстание совести". Заговор генералов против Гитлера

Jul 29, 2013 21:40

В истории борьбы немцев против Гитлера личность генерал-майора Х. фон Трескова (1901 - 1944) долгое время оставалась в тени образа полковника К. фон Штауфенберга, ставшего символом германского консервативного Сопротивления. Однако две эти фигуры стоят в одном ряду в когорте героев немецкого антигитлеровского Сопротивления. Причем и Тресков и Штауфенберг не были рождены героями - благородными рыцарями без страха и упрека. Это были живые люди, со своими слабостями и заблуждениями, ошибками и противоречиями.



Движение Сопротивления нацистской диктатуре никогда не было единым, сильным и массовым. Но оно было намного больше, активнее, разнообразнее, чем считалось ранее и во многом определило послевоенные процессы преодоления прошлого. Среди результатов этого процесса в ФРГ - полная переоценка роли германского военного Сопротивления в истории Второй мировой войны.

В послевоенной Западной Германии отношение к праву военнослужащих бывшего вермахта на Сопротивление нацистскому режиму менялось: от полного отрицания этого права до официального его признания в качестве одной из основ нынешней германской демократии.

В заговоре против Гитлера участвовали коммунисты, социал-демократы, либералы, консерваторы, пацифисты, религиозные деятели, евреи и т.д. Но это всегда было "Сопротивление меньшинств". По образному определению немецкого историка Х. Моммзена, это было "Сопротивление без народа".

Реальное военно-политическое значение (а Гитлера с конца 30-х годов можно было свергнуть только военными средствами) имело лишь Сопротивление германских военных, связанных с консервативной политической оппозицией. Так как после нападения Германии на СССР судьба войны решалась на германо-советском фронте, то и Сопротивление группы немецких военных на Восточном фронте имело особое значение.

Мотивация действий участников немецкого Сопротивления была намного шире и разнообразнее, чем это считалось ранее. Военный историк В. Хейнеман (ФРГ) в работе об антигитлеровском Сопротивлении на Восточном фронте справедливо отмечает, что "разные группы и личности по различным мотивам и разнообразным образом оказывали сопротивление несправедливому режиму третьего рейха. Однако из самой природы тоталитарной диктатуры, в особенности в условиях тотальной войны, следовало, что лишь военное Сопротивление могло представлять собой опасность для существования нацистской системы". Хейнеман определил Сопротивление немецких военных Гитлеру как "прежде всего восстание военного профессионализма против преступного безумия нацистской войны". Однако за проявлением военного профессионализма последовало "восстание совести", побуждавшей к действию и в том случае, когда уже не приходилось ждать конкретных выгод". Читать дальше
Борис Хавкин

Германия, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up