Предупреждаю: многабукаф. Пост рассчитан на любителей хорошего кино, терпимо относящихся к дилетантским размышлизмам:)
Для начала немного криминальной и литературно-кинематографической хронологии.
1. 15 ноября 1959 г. в США, штат Канзас, зверски убиты четыре члена семьи преуспевающего фермера Герберта Клаттера. Убийство взбудоражило маленький патриархальный городок, не знавший доселе подобных преступлений.
2. Еще до поимки преступников, которых оказалось двое, криминальным случаем заинтересовался уже известный в ту пору писатель Трумен Капоте (1924-1984).
Интуиция подсказала ему, что преступление может стать сюжетом для его лучшей литературной работы. Капоте немедленно едет в Канзас для сбора материала. Через несколько лет появляется книга под названием
"Хладнокровное убийство" (In cold blood).
Самый значительный роман выдающегося американского писателя Трумена Капоте "Хладнокровное убийство" (1966), основанный на истории реального преступления, совершенного в 1959 г. в Канзасе, и раскрывающий природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Книга Капоте, мгновенно ставшая бестселлером, породила особый жанр "романа-репортажа" и проторила путь прозе Нормана Мейлера и Тома Вульфа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Капоте образцом документально-художественной литературы. Роман вошел в
список ста главных книг мира.
3. В 1967 году по роману "Хладнокровное убийство" снимается
одноименный фильм. Капоте принимает в съемках активное участие.
4. В 1988 году Джеральд Кларк опубликовал литературную биографию Трумена Капоте, которая продержалась в списке бестселлеров газеты The New York Times целых 13 недель.
5. В 2005 году на экраны выходит
фильм "Капоте". Сценарий представляет собой адаптированную версию работы Джеральда Кларка. Фильм был номинирован как лучшая картина на 78-ю премию «Оскар». Филип Сеймур Хоффман (исполнитель главной роли) стал победителем в номинации «лучшая мужская роль».
6. Всего через год, в 2006 году, появляется фильм
"Дурная слава" с практически аналогичным сюжетом, но в художественном плане абсолютно самостоятельный. Снова блестящая игра главного исполнителя, на сей раз англичанина Тоби Джонса.
Во всей этой многоступенчатой комбинации лично для меня наиболее интересными оказались последние два пункта, т.е. два фильма. Преступление в Канзасе (пункт 1) - не первое и не последнее по жестокости и цинизму в ряду других, мир видел и не такое. Книгу "Хладнокровное убийство" (пункт 2) я одолела, не не нашла её выдающейся. Думаю, что с включением в список лучших литературных произведений слегка поторопились. Фильм по книге (пункт 3) из-за проблем скачивания посмотреть пока не удалось. Биографическая работа Джеральда Кларка (пункт 4) не нашлась ни в сети, ни в библиотеке.
Итак, разложив все по полочкам, приступаю к главному, ради чего был задуман этот пост.:) А именно, личность Капоте и его роль в последние годы и дни жизни одного из двух преступников - Перри Смита на основании просмотра двух киноверсий. ИМХО, психология взаимоотношений писателя и преступника в них раскрыты значительно глубже и впечатляюще, чем психология самого преступления у Капоте.
Взгляды биографов на то, что же произошло с Капоте в результате его дружбы с одним из убийц, а также того, что им двигало при написании книги, весьма разнятся. В одной из них Капоте приносит в жертву себя, Перри и возникшую между ними дружбу ради успеха книги, представляющей на самом деле вольно и превратно интерпретированные реальные факты, а во второй, он делает всё возможное, чтобы книга стала оправданием совершенному злодейству. Или хотя бы попыткой его объяснения.
http://bis032.livejournal.com/150842.html Процитированного выше ЖЖиста история с книгой Капоте тоже вэяла за живое. Он, как и я, благодаря двум талантливо сделанным фильмам был заинтригован личностью Капоте. Феномен дружбы писателя с преступником, ИМХО, заслуживает серьезного психологического разбора. Я не психолог, но попробую дилетантски порассуждать на эту тему.
Капоте - открытый гей, интеллектуал, позер, прекрасный рассказчик, сплетник, душевная личность, любимец светских и богемных салонов, хороший товарищ, комичный внешне, эпатирующий при начальном знакомстве, но при более близком - неизменно признаваемый симпатягой, уютная жилетка, а чаще яркая шаль, для излияния женских обид многочисленных подружек - это все о нем.
(
здесь можно посмотреть подборку фотографий). За 6 лет, предшествующих казни, Капоте удалось стать "лучшим другом" Перри. Во всяком случае убийце хотелось так считать. Его последние письма, звонки и слова перед казнью были обращены именно к Капоте. Называется ли это "влезть без мыла в душу" к непредсказуемо жестокому, но жалкому и одинокому вследствие обреченности на смерть человеку? У Капоте для этого были все данные, подкрепляемые к тому же профессиональными и материальными интересами. Но все не так однозначно.
Итак, какой из двух взглядов биографов Капоте верен? Капоте ни на минуту не сомневается в виновности Перри. Более того, в беседах с ним он выуживает такие подробности преступления, о которых не знает и следствие. Перри сказано, что книга пишется с целью облегчения его участи, что задумано изобразить не маньяка, а живого много пережившего человеком, убить которого так же грешно как и любого другого. Перри почти верит, что Капоте преуспеет в своем замысле, что смертная казнь ему не грозит. Кроме доверительных разговоров, со стороны Капоте предприняты и конкретные действия: он нанимает адвоката, который изыскивает процедурные нарушения в ведении суда и следствия и составляет на их основании апелляцию. Апелляция отклонена, но благодаря ей исполнение приговора откладывается на несколько лет. Все эти годы Капоте собирает материал и пишет книгу, но на просьбы Перри почитать отрывки из неё отвечает, что еще ничего толком не готово. На самом деле книга почти написана и своим названием - "Хладнокровное убийство" - вряд ли настраивает читателя на сочувствие к Перри и его подельнику. Есть в книге страницы, описывающие тяжелое прошлое Перри, часть текста посвящена исследованиям психиатров, считающих, что подобные преступления совершаются исключительно при врожденных или приобретенных дефектах психики. Но в целом, авторское осуждение смертной казни как безнравственного акта "убийства за убийство" отсутствует (Капоте следует стилю авторской отстраненности: только факты и мнения связанных с процессом лиц). Парадокс ситуации еще в том, что Капоте не может закончить и продать рукопись без заключительной главы - описания казни. Время поджимает, а книга никак не может отпустить автора. И два человека, такие разные, но нашедшие друг в друге общие черты и симпатии, продолжают "дружить".
Здесь уместна фраза героя из известного мультика "Как все запущено, невроз на неврозе!" Так кто такой Капоте - лицемер и циник или святой, который не жалел ни сил, ни времени, ни средств на многолетнюю поддержку своего криминального друга? ИМХО, он лицемер, циник и святой одновременно. "Я царь, я раб, я червь, я бог!" Богатая одаренная натура, которая никогда не забывает о собственных интересах и одновременно не может без сострадания смотреть в глаза осужденному на смерть, ибо в любом человеке прежде всего ищет и находит человеческие черты. И люди ему отвечают взаимностью. Но: "мы в ответе за тех, кого мы приручили". Приручить Перри и вызвать его на откровения для Трумена, большого обаяшки и умницы, было несложно. Но что с этим делать дальше? Поначалу приятные и не очень обязывающие, напоминающие игру, узы со временем, по мере роста привязанности со стороны Перри, превращаются в тяжелые кандалы. Капоте не хочет отвечать на звонки, не хочет больше ездить на свидания, но заставляет себя делать и то, и другое. Он чувствует ответственность и тяготится ею. А еще надо сдавать книгу, и скорее бы уже все свершилось...
Кто может, положа руку на сердце, сказать, что у него в жизни не было ситуаций, напоминающих эту, пусть в миниатюре? Кому ни разу не приходилось рвать опостылевшие отношения с людьми, в сущности ничем перед нами не провинившимися? И которых мы сами и приручили? Ведь впереди нам светят менее обременительные или более выгодные связи. Мы устаем от чужих проблем, они нам становятся в тягость. Конечно, в обычной жизни такой драматический накал в отношениях, как в случае с Капоте и Перри, встречается редко, но суть та же, это вещи одного порядка. Поэтому внешне исключительная история Капоте вполне тянет на обобщение. Тем она и интересна.
В одной из киноверсий после исполнения приговора Капоте разговаривает со своей приятельницей, помогавшей ему в расследовании (кстати, ею была тоже известная писательница - Харпер Ли, автор "Убить пересмешника") и рассчитывает на её сочувствие: "Я больше ничего не мог сделать", говорит он. На что получает жесткий ответ "Да, ты не мог. Но ты и не хотел."
"Хладнокровное убийство" стало его последней книгой, хотя после её выхода Капоте прожил ещё довольно большой кусок жизни. Она стала не только его главной удачей, но и причиной душевного надлома. Моральный дуализм такого уровня ни одному мало-мальски чувствующему человеку не проходит даром.
PS:
1. За сорок лет между "Американской трагедией" и "Хладнокровным убийством" многие аргументы, выдвинутые в романе Драйзера и в "Родном сыне" Райта, в конечном счете привели к приостановлению смертной казни. "Американская трагедия" показала, что дискреционный приговор позволяет классовым и социальным предубеждениям формировать восприятие судьи или жюри в отношении степени опасности, ответственности и самоконтроля и влиять на выносимый приговор (
к нашему со Златой спору.)
http://www.questiaschool.com/read/104405183 2. Amnesty International не пытается принизить страдания родственников убитых, к которым она испытывает огромное сочувствие. Однако бесповоротность и жестокость, присущие смертной казни, делают ее несовместимой с нормами поведения в сегодняшнем цивилизованном мире. Это неправильный и неприемлемый ответ на преступления против личности.
http://naviny.by/rubrics/society/2009/04/03/ic_articles_116_161984/ UPD:
в сокращенном варианте в сообществе
drugoe_kino