Apr 18, 2016 12:23
По традиции записываю свои впечатления от сдачи на пояс.
Первый тур - сдача ката. Это не самое интересное для непосвященных, поэтому переставлю последовательность, и напишу сначала о второй части экзамена, которая прошла на две недели раньше, после первой.
Сдача предусматривала исполнение "любимых" ката, бункай-ката и кумитэ.
Избранные ката у меня были: тэкки-сандан, соучин, мэйке и нидзюшихо. По моему ощущению, исполнил я их неплохо, только в соучин начал, было, делать лишний подшаг. Зато в мэйке хорошо вытолкнулся в прыжке и ощутил фазу полета. После этого мне надо было в ката хейян-шодан ударом ой-цуки разбить доску. Доска была разбита идеально, но зато я пропустил один элемент (третий по счету): мне показалось, что сейчас надо будет разбивать доску (на четвертом элементе), и тогда это надо было делать левой рукой, которая у меня была травмирована от прошлого разбивания - костяшка еще до конца не зажила. Вторая проблема: при исполнении ката мы не делаем большой паузы после удара. Видимо, и в этот раз я по привычке начал возвратное движение, когда мои партнеры еще удерживали разбитые половинки доски. И рука оказалась серьезно разодранной о неровные края. Казалось, что это большая неприятность, но меня ожидали куда большие неприятности.
Бункай-ката я не готовился делать, потому что сделал их в прошлый раз. Но теперь пришлось на ходу вспоминать. Надо было что-то показать приглашенным сэнсэем Михаилом Степиным многочисленным ветеранам каратэ, которые, конечно, меня несколько смущали. Впервые сдача происходила перед таким количеством зрителей, да еще знающих толк в этом деле. Спасло меня то, что никто толком не знал, какие бункай я буду делать. Ну и сделал попурри из бассай-дай, канку-дай и нидзю-шихо. Причем, однажды так запутался, что спонтанно получилась весьма опасная "гильотина". Но тут привычка действовать по принципу "не навреди ближнему" сработала, и никаких проблем не случилось.
Далее самое интересное - кумитэ. Тут, конечно, мне досталось. Я мог ожидать, что попаду под каток, но все же не до такой степени. Дело в том, что в нашей школе на экзамене принято неписанное правило - дать сдающему показать себя. Здесь же на спарринги приехали рьяные ребята из школы Романа Степина, которые тоже хотели показать себя. В какой-то мере, видимо, и утвердиться на чужой площадке. Ну и пошло-поехало.
Я морально готовился примерно к 15 боям. Но первый же бой преподнес сюрприз. У меня открылось растяжение паховой связки, которое, как я думал, прошло. Это, конечно, моя вина - не поберегся на тренировке, которая проходила за три дня до экзамена. Слишком перегрузился, стараясь разогнать как можно быстрее и мощнее удар ногой. Вроде и травма незначительная, но мои скоростные данные резко упали. Фактически я остался на одной ноге. Свои атаки я мог проводить на один шаг - толкнувшись только правой ногой. Левая практически отключилась. Поэтому дальше мне приходилось работать только на отбой. И даже это не вполне выходило, потому что не удавалось сделать челночное движение: отскок-наскок. И удары ногами тоже уполовинились: удары левой ногой вообще были невозможны, а правой - не выше лоу-кика. Соответственно, за лоу-кики я стал ответно получать лоу-кики в ту же левую ногу.
В этом состоянии в первом же поединке я получил весьма чувствительный удар маваши в голову. И на пару секунд вообще потерял ориентиры в пространстве: слух отключился. Пришлось похлопать себя по уху, чтобы перепонка встала на место. Но гул в голове был капитальный. Поскольку я стал довольно медленной мишенью, соперник мой вкладывался в комбинации не по 2-3 удара, а по 5-6. И последние я ловил с трудом или пропускал. Этот бой у меня был как в тумане. Даже не могу сказать, какие у меня были ответные действия.
Во втором кумитэ я получил два или три увесистых удара слева - в бровь, в висок. Плюс, кажется, пальцем в край глаза. Проходящий, было, гул в голове, снова вернулся. И бой проходил на автоматизме. Я толком его не помню. Может быть в этом, может быть в следующем бою, в корпус пришел хлесткий удар маваши. Это был второй нокдаун. Пришлось присесть на колено секунд на 5. Кажется, я мог бить только навстречу, но скорости не хватало - ноги не работали.
Третий и четвертый бои были как в тумане. Но там соперники были хоть и крепкие ребята, но квалификацией пониже. Будь у меня нога здорова, я бы их догонял длинными входами. А тут они меня атаковали, сами выбирая дистанцию, а на мои попытки атаковать, быстро ретировались и прыгали вокруг меня. И хорошо пробивали в корпус. В голову я получать как-то уже не хотел. В одном из боев я услышал подсказку: мол, начинай с правой. Действительно, перед проникающим ударом мне в корпус, соперники меняли стойку. Один раз я точно попал в челюсть. Может быть и несколько раз - точно сказать не могу. Но и мне прилетел удар, раскроивший губу. Еще один удар прилетел в нос, но я все же отклонился слегка, и до кровотечения не дошло.
Пятый поединок я почти не запомнил. Там уже пошли кумитэ с привычными партнерами, не стремившимися набить мне голову и увалить на паркет. Кажется, в этом поединке с Вадимом, мне удалось обозначить добивание после броска или сваливания. Почти не помню, что там было - в этом поединке. Шестой поединок с Семеном я попытался отдохнуть, рассчитывая, что впереди еще длинный путь. Но сэнсэй во время боя сказал, что нужные очки я еще не набрал. Пришлось перейти в атаку, два раза обозначить удары в голову. Здесь мне, конечно, дало преимущество превосходство в длине рук. Зато я получил невольный удар в пах, и это был третий нокдаун - секунд на 10. Седьмой поединок с Валерой. Я несколько воспрянул духом и стал пытаться пробивать ногами. Два уширо-маваши прошли мимо, а третий удалось сделать навстречу.
В целом зрителям показалось, что я оживился и провел последние бои гораздо лучше, чем первые. В общем-то, так оно и было. Но здесь мне помогли партнеры. Не поддавались, а просто не пытались "срубить". Что при моем состоянии было бы возможно сделать. Правда, и от меня тогда бы прилетали куда более жесткие удары - я бы не обозначал завершение комбинации, а бил бы "в кость".
Реально я еще был готов пройти 3-4 боя, несколько отойдя к этому моменту от пропущенных ударов. Но сэнсэй решил, что проведенных боев достаточно. Действительно, после еще одного тура с "гостями", удвоение числа травм могло сказаться на состоянии организма крайне негативно. Поэтому экзамен был завершен.
Мне не удалось показать многое из того, что я могу при здоровой ноге. Это меня расстраивает. В то же время, я получил уникальный опыт, какого при более мягком экзамене получить было затруднительно. Когда еще придется проводить бои с рьяными противниками, когда ты, как подранок, прыгаешь в основном на одной ноге. Или когда у тебя в голове смута от пропущенных ударов.
Слава Богу, серьезных травм от сдачи не было. Немного поболела голова (как без этого!), левое бедро было основательно отбито лоу-киками, гематомы по предплечьям, небольшие припухлости - бровь, скула, ухо. Все вполне терпимо.
Теперь о первой фазе сдачи - исполнении ката.
Сбои были: в мэйке после разбивания доски (нужно было нанести удар в ладонь руки, которая только что сломала доску), в хангецу - после "тестирования" стойки на прочность (удары сэнсэя в корпус и по рукам), в канку-дай - едва не сделал лишний шаг (как в канку-шо). В бассай-дай не хватило мощности при исполнении фумикоми-гэри, а также точности (совмещение шага с ударом), в канку-дай - легкости. Мои любимые соучин и тэкки-сандан, видимо, тоже были недостаточно мощными. Зато хорошо получились канку-шо и бассай-шо. Грубых ошибок я не совершил, в прыжках приземлялся точно и надежно. Не хватало дыхания. Хотя концентрировался на вдохе перед движением, к концу испытания стал захлебываться. Мощность я еще сохранял за счет волевых усилий, но дыхание было шумным и излишне амплитудным.
Разбивание доски на этот раз не было особенно травматичным. Кисть, конечно, потом распухла, но без особых болевых ощущений. Ломал доску левой рукой, чтобы "закруглить" костяшку - как на правой руке, которую "подравнял" несколько лет назад. Притупить выступание хрящика вполне полезно. Теперь, надеюсь, на левой руке при большом числе отжиманий у меня не будет слезать кожа. После сдачи распухла не столько рука, которой разбивал доску, сколько нога, отбитая в учебном спарринге накануне.
Всего исполнено 19 ката + 3 повторно (любимая тэкки-сандан, заключительные - бассай-дай и хейян-шодан) + 6 бункай-ката + разбивание доски. Все это заняло примерно 35 минут. Через 15 минут я уже был в норме - не чувствовал какой-то тяжелой усталости, как это бывает после насыщенной тренировки. Но уже дома через пару часов померил пульс - 90. Это слишком много. Наутро пульс 60 - норма.
По итогам аттестован на "черный пояс" 2-й Дан. Между 1-м и 2-м Данами прошло 6,5 лет. Что дальше? Об этом можно будет подумать через какое-то время.
каратэ,
БИ