Кинопропаганда против киноискусства

Jan 03, 2015 20:02

В выходные посмотрел с разрывом в день два фильма на военную тему. Первый - «Боевой конь» Спилберга (о Первой мировой), второй - «Ярость» малоизвестного Эйера (о Второй мировой). Первый - во всех отношениях искусство, второй - форма пропаганды, которую усугубляет любимец публики Брэд Пит, которому в кино можно то, что никому не простили бы в здравом уме и в реальной жизни.





В первом фильме переживание войны человеческое - действуют англичане, французы, немцы с человеческими лицами и чувствами. И нет идиотского «образа врага», который присутствует во втором фильме, следующим худшим традициям голливудовщины. Тут непонятно чем разъяренные американцы и превращенные в мишени для стрельбы немцы - почти сплошные силуэты. Кажется, что даже применение американцами снарядов с белым фосфором представлено неслучайно: автору и его благодарным зрителям надо не только убивать, но убивать мучительно.

Пропаганда не знает человеческого лица у противника, не мыслит причин войны и не числит за своими преступлений. Именно такова теперь пропаганда путинская и порошенковская. Она превращает людей в идиотов, и образец такого идиота - яростный героя Брэда Пита, который волей режиссера дважды совершает тягчайшее военное преступление - убивает пленных. Почему? Ах, он эсэсовец… Ну, тогда - без суда и следствия! Точно так же современные патриЁты готовы мысленно поубивать всех подряд, пользуясь самыми примитивными критериями.

Фильм «Боевой конь» полон любви к жизни, ощущения трагедии войны, «Ярость» - сплошной натурализм, особенно густо на этот раз перепачканный весенней грязью. Все в грязи - и это кажется режиссеру отражением сути войны. А ради чего война? Чем так разъярены американские танкисты? Явно выдуманными в оправдание их преступлений кадрами, где вдоль дороги на столбах висят гражданские лица с табличками: «Я не хотел защищать Германию». Что это режиссер наковырял в своих мозгах, не вызывает сомнений. Других поводов для ярости просто нет.

В «Боевом коне» индивидуальность - человечна, а коллективное действие безумно. В «Ярости» все наоборот: коллективные действия рациональны, а индивидуальные - глубоко аморальны, циничны и безобразны. В каком-то смысле Пит повторяет карикатурный образ другого своего героя - из «Бесславных ублюдков». Такое впечатление, что режиссер понял эту злую карикатуру как удачную находку Квентина Тарантино, и представил Питу возможность вновь пачками уничтожать немцев. Это сладострастие в показе массовых убийств с летящими всюду ошметьями человеческого мяса - прочно укоренившаяся киношная шизофрения. А что убивать надо именно немцев - прорыв гнойника под названием «холокост».

Нельзя сказать, что фильм «Ярость» бездарен. Он отличается от примитивных поделок, вроде «Рембо», множественностью хорошо прописанных образов второго плана. Но все они проявляют что-то человеческое крайне ходульно. Это все те же «бесславные ублюдки», которые воплощают страсть к убийству тех, кого принято считать врагами. И пусть все враги убиты еще дедами нынешних зрителей, им нужна именно бессмысленная ярость, чтобы оправдать убийства, которые еще впереди, оправдать войну и ее жертвы. Это сознание людей, уверенных, что в отношении противника все позволено. Ибо это «фашисты». А что такое «фашисты»? Это неважно, это никого не интересует.

Подобный подход мы видим в пропаганде, которую ведут российские СМИ, готовящие сознание людей к тотальной войне: взаимная ненависть закипает без всяких причин - разгорячаясь только лживыми сообщениями и сфабрикованными оценками потенциального или уже реального противника. Нас хотят направить друг на друга, чтобы враждебные нам олигархии продолжали править и владеть национальным богатством, которое они разграбили или еще формально числят как наше общее достояние, но пользуются им без нас. Враг - это «националисты». Что это значит? Ничего. Это просто слово. Их надо убивать, и в этом уверились многие из тех, кто трудно переносит вечер без теленовостей. «Укропы», «колорады», «ватники» - тот же набор слов, который призван оправдать любую гнусность. И когда вспыхивает вооруженный конфликт, подобные конструкции в сознании позволяют легко переступить законы Божеские и человеческие - убивать без суда, глумиться над трупами, унижать пленных, применять пытки при допросах и так далее. Все это кажется «суровой необходимостью», хотя на самом деле - разнузданная бесовщина.

Кино

Previous post Next post
Up