Пенелопа - древний и вечный образ

Dec 10, 2013 14:56


Жена Одиссея Пенелопа противопоставлена Елене Прекрасной. При этом Пенелопа остается полностью литературным персонажем, а Елена получает собственный культ, распространенный на Пелопоннесе - святилища и изваяния.

Верность и добропорядочность Пенелопы начинается с момента ее замужества. Ее отец Икарий - сын правителя Мессении, изгнанный вместе с братом и поселившийся Акарнании - приморской области как раз недалеко от Итаки. Скорее всего, с Одиссеем он был хорошо знаком, но отдать ему свою дочь в жены вовсе не торопился. Пенелопу он решил выдавать замуж не просто так, а почему-то непременно в Спарте, устроив к тому же состязание в беге. Павсаний описывает дистанцию, память о которой здесь сохранили в течение тысячелетия - настолько значимым оказалась эта страница биографии Одиссея, который и победил в состязании. Примечательно, что никто из эллинов не оспаривал место проведения забега, хотя множество других эпизодов гомеровской истории были предметом тяжбы. В данном случае мы имеем дело скорее с культурным феноменом: значимо оказалось не событие, а гомеровские поэмы, возвысившие Одиссея и Пенелопу до такой степени, что место их встречи было зафиксировано на века.





Икарий, вероятно, не ожидал победы Одиссея. Он рассчитывал, что дочь будет жить где-то неподалеку от него. Может быть, ему приглянулся лаконский жених. Но Одиссей эти планы разрушил, и Икарий начал упрашивать его остаться в Спарте. Одиссей отказался и отправился в путь. Икарий нагнал супругов, упрашивая остаться теперь уже Пенелопу. Та безмолвно опустила покрывало на лицо. И этот жест смирения и стыда за отца запал в память эллинам.

Долготерпение Пенелопы - главное ее достоинство, прославленное в «Одиссее». Но если Одиссей, действительно, без вести пропал на 20 лет, то в течение этого времени уж как-нибудь можно было расспросить тех, кто ездил в Пилос и Спарту, не видел ли кто мужа. Или прямо послать туда корабль с гонцом - разузнать у вернувшихся из Трои эллинов, куда подевался Одиссей. Зачем надо было ожидать, когда вырастет Телемах, и сможет сам обратиться к прежним сподвижникам Одиссея? Ве6роятно, долготерпения было связано с определенным статусом царицы или с тем, что ее не только последние три года осаждали женихи. Ее ожидание было одновременно и заточением.

Ответ на этот вопрос, почему Пенелопа пассивно ожидает мужа, проясняет картина посттроянской Эллады. Это картина беспрерывных переворотов. Вспомним, что Менелая нет в Спарте еще 8 лет после Трои. И правит кто-то другой. Такой срок страна не может оставаться без правителя. Агамемнон, вернувшись из Трои, тут же был убит женой и ее любовником. А затем Орест восстанавливает справедливость - убивает убийц. Правда, при этом за убийство матери его терзают Эринии - до конца жизни.

Скорее всего, и на Итаке кто-то правил в отсутствие Одиссея. И правителю (или правящей группе) невыгодно было, чтобы какие-то вестники выясняли судьбу Одиссея. Именно поэтому миссия Телемаха, отбывшего в Пилос, а затем в Спарту, была тайной и вызвала не только гнев у женихов Пенелопы, но и прямой сговор с целью убить сына Одиссея по возвращении - независимо от того, что ему удастся узнать. Их затея потерпела провал, но намерение дошло до организации засады.

Через 20 лет, когда Одиссей вернулся, Пенелопа не узнает его в лицо и не верит, что это ее муж. Телемах, который его помнить не мог, поверил, что это его отец. А Пенелопе надо было шрам на ноге показывать, да еще рассказывать об интересно устроенном брачном ложе, в основании которого - мощный ствол дерева, вокруг которого Одиссей построил свой дом. (Тоже очень непонятная затея с этим стволом.) Что должна была думать Пенелопа о человеке, который прикинулся нищим, а потом перебил всех женихов? Кому, кроме Одиссея, все это надо было? И кому по силам? И вот после бойни сидит утомленный Одиссей весь в крови и грязи, а Пенелопа не верит своим глазам и задает ему каверзные вопросы. Может быть, потому что 20 лет сильно изменили Одиссея, а в течение этого срока в дом Пенелопы не раз приходили самозванцы?

Версии судьбы Пенелопы различны. В отличие от гомеровской версии, они предполагают, что Пенелопа все-таки уступила домогательствам одного из женихов. За что Одиссей ее либо убил, либо отправил к родителям в Мантинею (?). Есть также очень экстравагантная версия, что сын Одиссея от Кирки Телегон убил неузнанного отца и женился на Пенелопе, а Телемах - на Кирке. Версия вполне водевильная, но для гомеровских эллинов она вполне вероятна. Пенелопа, как мы видим по изложению Гомера, не увядает, даже когда ей за сорок. Ну а Кирка - богиня, и время над ней не властно. Поэтому поколение их детей, да еще когда дело касается царских полномочий, не против таких мезальянсов.

На этом исторический очерк образа Пенелопы исчерпывается, остается литературный образ - женский роман, в котором изображены пронзительные сцены тоски, ожидания, бессильных слез, наконец, неверия в вернувшееся вместе с мужем семейное счастье. Образ Пенелопы обеспечил «Одиссее» значительный успех у женщин Эллады и чувственно переживался в последующие эпохи, сделав поэму Гомера бессмертным произведением европейской цивилизации.

Одиссея, Древняя Греция

Previous post Next post
Up