Dec 04, 2013 00:51
«Одиссея» демонстрирует множество бытовых примет жизни эллинов. Но это эллины гомеровских времен, которые очень сильно отличаются от тех греков, о которых нам рассказывают более поздние авторы, а главное - современные музеи. Классические греки - это развитая письменность, великолепная скульптура, завораживающая идеалом обнаженного человеческого тела. Гомеровские греки не знают письменности, вообще каких-либо знаков и символов, не имеют ни скульптуры, ни вазописи, их тела всегда покрыты одеждой. Зато они беспрерывно говорят. Гомер значительную часть своих произведений составляет из речей главных героев. Которые даже в ситуациях, когда требуется не столько слово, сколько дело, затевают длинные монологи.
Еще одно кардинальное отличие гомеровских греков от классических - полное отсутствие совпадения имен. Имена героев и царей в постгомеровское время не повторяются. Хотя их популярность огромна. Их святилищами покрыта вся Эллада, но никто не решается присвоить их имена своему потомству. Это время других царей и других героев. А к гомеровским в лучшем случае возводят свои генеалогии. При этом в генеалогиях архаического и классического периодов повторение имен встречается достаточно часто. И у Гомера есть прекрасный пример совпадения имен двух героев - под Троей действуют два Аякса, причем их различают по разнице в росте. Таким образом, повторение имен - дело естественное для эллинов, но исторические периоды разделены так, кто давать столь архаические имена никто из классических греком даже не думает.
Заметим, что все народы, с которыми общается Одиссей и его спутники говорят на одном языке или, по крайней мере, эллины их легко понимают. И «дикий» Полифем, и «дикие» лотофаги и лестригоны, и благородные феаки. Ни разу Одиссей не сталкивается в «варварами» - с людьми, чья речь была бы ему непонятна. Получается, что он, несмотря на сказочность ряда сюжетов, им самим рассказанных, остается в рамках хорошо известного эллинам пространства.
В «Одиссее», несмотря на описание дворцов, нет упоминании о каких-либо статуях, картинах, вообще о каких-либо украшениях. Красивое изделие - это только сосуды из серебра и золота или одежда. Других прекрасных вещей Одиссей не встречает. Хотя эллинская цивилизация классического периода - это сплошные изделия изобразительного искусства. О чем подробно говорит Павсаний, описывая Элладу как музей под открытым небом. Отсюда напрашивается вывод, что мир Гомера весьма удален от классического периода Древней Греции. Да и архаического тоже. Даже если считать, что в «Одиссее» есть множество признаков геометрического стиля, известного по керамике, то никаких признаков этого стиля в быте эллинов, который представляет Гомер, не обнаруживается. В «Одиссее» у него вообще нет изобразительного искусства. В «Илиаде» есть подробное описание щита Ахилла с множеством изображенных фигур - именно потому подробное, что это уникальный образец. Гомера очень интересуют вещи, и он описывает их подробно. Но на этих вещах нет изображений. Они прекрасны своей формой и блеском, но не деталями, которые что-то изображают.
Геометрический стиль появляется в керамике явно позднее «геометрических» стихов Гомера с сюжетными «триптихами» и строгой последовательности в Каталоге кораблей, следующих в Трою. Никак не наоборот. Иначе у Гомера мы бы увидели хотя бы один сосуд с геометрически рисунком, какой-то предмет, изготовленный по геометрическим законам. Но ничего этого нет. Все это приходит после Гомера. И поэтому датировка его творчества - доархаическая.
Природа в «Одиссее» практически бесцветна. В ней нет ни голубого неба, ни зеленой травы, ни цветов разных оттенков. Одежда может быть старой, новой, теплой, «прекрасной», у женщин - изредка «блестящей». Но у нее нет цвета. При этом цвета эллины различают неплохо: они не путают цвет золота, серебра и меди. И еще упоминается некое «седое железо», хотя о железных изделиях в «Одиссее» нет ни слова. На вооружении сплошная медь (поножи, мечи, наконечники копья, шлемы). Павсаний упоминает, что в качестве артефактов в святилищах Эллады хранятся только медные изделия.
Приходится встречаться с суждениями о том, что греки вообще плохо различали цвета. И Гомер дает основание для этого: у него мир вокруг не отличается цветом. Он может сиять или темнеть, но расцветки предметов и природы Гомер не указывает. Доставшиеся нам в качестве музейного наследства древнегреческие статуи тоже бесцветны. Павсаний при описании Эллады также скуп указание каких-либо цветов. Тем не менее, отдельные оговорки свидетельствуют, что цвета греки различали неплохо. Он называет материалы, из которых изготовлены статуи: мрамор, медь, дерево. А также элементы отделки: золото и позолота, слоновая кость. Цвет же он указывает в редчайших случаях - в одном случае он говорит о выкрашенном красным лице двух деревянных статуй Диониса (остальное - позолота по дереву), в другом - о статуе Афродиты с голубыми глазами, якобы унаследованными от ее отца Посейдона. Он указывает на красноватый цветок, который появился после смерти Аякса Локрийского, а также называет цвета общественных зданий: «Зеленый как лягушка» и «Пурпурный» - в переводе с греческого.
Противоположная точка зрения говорит о том, что греческие статуи были окрашены. И в берлинском Пергамон-музее выставлены макеты греческих статуй, выкрашенные в кричащие цвета. Они выглядят отвратительно. Но кому-то очень хочется низвергнуть эстетику древнегреческой скульптуры, бесцветность которой подчеркивает ее пластику. Эти желания несостоятельны: Павсаний, подробно описывая сотни скульптур Эллады нигде не говорит об их расцветке. Статуи, конечно, могли окрашиваться, но это не было каноном греческой скульптуры, и раскрашенные боги - это выдумка наших современников. Эстетические чувства европейцев не приемлют карнавальных расцветок, и в этом мы продолжаем эстетику Древней Греции. Найденные следы краски, скорее всего, римского происхождения, а причиной раскраски было как старение мрамора, так и упадок вкуса в римском обществе.
Дворцы и вообще жилища не имеют в «Одиссее» никакой архитектуры. Сам дом Одиссея - просто строение «под высокой крышей». Помещений в доме Одиссея много, но все они «прочные» и «высокие», и других характеристик не имеют. Столь же невыразительно описание «дворцов» Нестора и Менелая, а также божественной Кирки или добронравного царя феаков.
Люди «Одиссеи» не имеют характеристик внешности. Они все как на одно лицо, можно сказать, что все - «богоравные». Лишь изредка отмечается цвет волос. Да и то черноволосым определен только бог - Посейдон. Может быть, потому что остальные черноволосыми не были. Никогда не отмечается телосложение, рост, цвет глаз, повадки, какие-то характерные признаки поведения или речи. Для всех героев есть одно обязательное свойство - выдающаяся сила, необходимая для подвигов. Одиссей оказывается еще и хитроумным. Также и все прочие дополнительные характеристики, не связанные с войной, представляют гомеровских греков как мастеров излагать свои мысли в замечательно длинных речах. Гомеровские греки - это люди длинных речей и войны. Искусство устного слова (иногда - пения) и искусство войны - иных искусств у них не просматривается.
Если сам Одиссей мог быть искусным моряком, его спутники такими способностями явно не обладали. Павсаний в «Описании Эллады» указывает, что эллинам, прибывшим штурмовать Трою, досталось от пергамцев во главе с Телефом - выходцев из Аркадии. Просто потому что эллины заплутали и приняли земли пергамцев в Мисийской долине за троянские. На обратном пути из Трои только Нестор добрался до родных берегов без проблем. Одиссей, Менелай, Аякс много блуждали по морю. Выходит, что эллины плохо ориентировались в морских маршрутах и неважно справлялись со своими «чернобокими» судами.
«Одиссея» - это сочинение вечно голодных людей (аэдов - бродячих поэтов). Герои «Одиссеи» вечно завтракают, обедают и ужинают. Ни один прием пищи не пропускается. Но что это за пища? Это всего лишь хлеб, вино и мясо. И ничего другого. Даже когда упоминаются какие-то яства, то о них никогда и ничего конкретного. В сортах вина или хлеба герои «Одиссеи» также совершенно не разбираются. У них вся пища либо хорошая, либо очень хорошая. Главное, что ее много. И каждый прием пищи - это пир, а не торопливое вкушение скудных запасов.
В «Одиссее» мечта о «жирном царстве» - чтобы есть, пить, отдыхать и возлежать на ложе богини. У Церцеи (Кирки) торопящиеся домой сподвижники Одиссея провели целый год! Можно подумать, что они вовсе не торопились встретить близких. Потом Одиссей сидел на острове у Калипсо семь лет - сидел и плакал. Пока ему богиня не сказала, что надо сколотить плот. А он, чудак, сам не додумался.
Вообще гомеровские греки - очень чувствительные люди. Герои то и дело принимаются плакать, рвать на себе одежды и посыпать голову прахом. Они иначе не могут выразить своих переживаний. Для этого у них не хватает слов. Слова же они произносят для длиннейших дипломатических приветствий, восхвалений и обличений, а также для изложения различных рассказов. Они долго и увлеченного говорят, но это речи рациональные, где про свои чувства упоминать не принято. Чувство подразумевается разве что в описании действий.
Риторика и война - вот главное для гомеровских греков. Причем и в речи, и в описании сражений присутствует натурализм, который в более утонченные эпохи мог казаться разве что грубостями отдаленных времен, когда смертельные ранения на поле битвы можно было смаковать, и при этом никто не впадал в шок. Как и в мифе, в древнем эпосе на передний план выступает отчетливо ощущаемое «я хочу». Поздние слушатели гомеровских поэм не могли выразить свое желание(богатства, достатка, смерти врага и так далее) столь откровенно, и поэтому восторгались героями Гомера.
Древняя Греция