Кто может являться образцом русской этнической красоты? (из переписки с друзьями)

Feb 03, 2011 11:13

Кто может являться образцом русской этнической красоты? На этот вопрос ответа не существует. И не может существовать. Потому что этничность не знает красоты. Красота - понятие культуры. Она выражается в типажах, присущих данному народу, которые этот народ опознает как родные и чем-то напоминающие близких. Универсального образа именно поэтому не существует. Разнообразие типов (их у русских, судя по антропологическим исследованиям, как минимум три - северорусский, среднерусский, южнорусский, плюс подтипы) создает разные представления о красоте. А понимание родства с разными типами может означать разнообразие привлекательных образов даже для одного человека. Поэтому единотипичного образца не может быть.
Для русского народа единого типажа не существует. Существуют общие черты, но и большой размах различий. Меньший, чем у других европеоидов и даже европейцев, но гораздо шире, чем принято считать в массовом сознании. Понятие о красоте также имеет историческую привязку. И это прекрасно видно по художественным образцам. Средневековых красавиц мы бы сочли уродками, красавиц 19 века - толстушками. При этом во все времена внешняя красота связана с высоким духовным потенциалом, который достаточно трудно фиксируется фотографией. Значительно лучше - художниками, которые умеют составлять обобщенный образ.
Особенность русских типажей - широкоскулость. При общих для европейцев (скорее нордиков) пропорциях. Вовсе не обязательно, что отклонение от усредненного типажа есть отклонение от "нормативов" красоты. Таковых не существует. Норматив лишь отделяет очевидно инорасовый тип. Но отличить, скажем, немца от русского, если иметь только фотографию, невозможно. Там и там размах изменчивости черт значителен.
Есть разве что универсальные для европеоидов признаки красоты (современные), которые не зависят от типажей, свойственных конкретному народу. Они связаны с бессознательным ощущением привлекательности детско-юношеских черт. Светлые волосы и глаза (с возрастом то и другое темнеет), пухлые губы, несколько субтильный склад. Разумеется, речь идет о женской красоте и привлекательности непорочности. Мужской ориентир связан с возрастом воина и работника, способного защитить и прокормить семью.
В целом проблема с трудом поддается научным методикам. На Западе этим вопросом пытаются заниматься, придумывая разного рода формализмы. Но там боятся расово-антропологических методик и интерпретаций. А у нас просто это никому не нужно, нет свободных голов и средств.
Безусловно, в России множество красивых людей. Особенно среди артистов и телеведущих, которых отбирают именно так, чтобы массовая публика была удовлетворена. При этом артисты вынуждены "усреднять" и смазывать свой облик различными ухищрениями - косметикой и физиономическими приемами. Они демонстрируют статичную красоту. Природно красивый человек - нечто иное. А тем паче духовно красивый человек. Его красота отражается не в статике, а в динамике лица. Поэтому уловить это в студийной съемке крайне сложно.
Красоту стоит искать лицах людей, прославивших Россию. Это могут быть общеизвестные подвиги, а могут быть подвиги частной жизни. Мужчин-героев множество, но не все из них представляют образцы духовной красоты. Подвиг может оправдать всю жизнь, которая не была безупречной, а, может быть, даже не была приличной. Женский подвиг менее заметен, больше связан с семьей. Поэтому женский тип духовной красоты не стоит искать среди артистов и телеведущих.
Красота детей - в их невинности, открытости миру. Те, кто сохраняет эти качества во взрослом возрасте, имеют в облике нечто привлекательное. И в старости (есть красота стариков!), когда многие заботы уже не по силам и перекладываются на плечи последующих поколений, эта детская черта может проступать и одухотворять лицо пожилого человека.
Андрей Савельев

Антропология

Previous post Next post
Up