Шпенглер пишет: в основании каждой из культур заложен этос, создающий определенный дух мышления, чувствования и действий, а также дух государства, искусства и жизненного порядка. И все вместе - тип человека со своеобразной структурой тела и души, «единого в своем инстинкте и сознании, создает расу в духовном смысле слова».
Нам важно это
(
Read more... )
«На этом инстинкте, всецело направленном на внешнюю жизнь, продолжает жить старая фаустовская воля к власти, к бесконечности; она проявляется в страстном стремлении к неограниченному мировому господству». Здесь мы должны остановиться. Дряхлость никак не может стремиться к мировому господству. Скорее, к теплому клозету. Умирающая культура замывается на себе, уплощается до материалистических догм. Мировое господство требует романтического склада характера и определенной плотности романтизма
Получается все иначе: масса, которая есть радикальное ничто, направленная на внешнюю жизнь, в противовес развитию жизни внутренней, культурной по Шпенглеру, как раз и толкает к борьбе за мировое господство. Т.е. именно дряхлость толкает к мировому господству. Мировое господство - это и есть уплощенная до материалистических догм культура.
Шпенглер называет социализмом именно то, что в сознании современных ему немцев и англичан требовало войны со всем миром и покорения всего мира. Какими средствами - другой вопрос. «Это сознание, становящееся все более ясным, я называю современным социализмом. Это сознание, общее нам всем.
Социализм в сознании - это мировоззренческий социализм. В переводе утрачены оттенки. Это именно социализм массы, которая по Шпенглеру радикальное ничто. Это социализм уравниловки, у которого не осталось ничего, кроме идеи внешней экспансии. Которая рассматривается Шпенглером как идея низкая, как идея конца, как идея исчерпанной цивилизации, истратившей прежние смыслы.
Расшифровать шпенгленовский ребус о том, что социализм - это особое свойство европейцев, их способность создавать и поддерживать жизнеспособность государства - задача чисто полемическая.
В приведенном в первом комменте абзаце все и расшифровывается. Это социализм массы, это мировоззренческий социализм массы, принципам которого следует Европа. Закатывается ведь Европа - потому и социализм по Шпенглеру именно европейский. Социализм - свойство, присущее именно Европе. А Россию Шпенглер не включал в Европу, потому и вышла ошибка. А суммируя это - социализм в данном контексте ничего общего с национализмом не имеет. Национализм - для живых, молодых наций, а социализм - именно для тех, кто
Это новые кочевники мировых столиц*, и в их глазах раб и варвар античности, индийский шудра - в общем все, что есть человек, представляется чем-то в равной мере текучим, всецело утратившим корни: оно не признает своего прошлого и не обладает будущим.
Лишь стоит очистить его от чуждых напластований: «нужно освободить немецкий социализм от Маркса, немецкий социализм, так как иного не существует. (…) Другие народы не могут быть социалистами».
По Шпенглеру, все цивилизации в финальной точке приходят к социализму - что Греция, что Рим. Выходит, опять сбой смыслов при переводе. Единственное, что можно предположить - Шпенглер имел в виду социализм как время, социализм как особенность заката.
Reply
Уверяю Вас, что для Шпенглера немецкий социализм - это прямо и есть идея немецкого национального государства. В данном случае я анализирую его работу "Социализм и пруссачество". Она в более простой и публицистической форме выражает позицию автора, затем изощренно усыпанную различными отступлениями от политологических тем во втором томе "Заката Европы".
Россия Шпенглер не забыл. Он просто видел ее в романтическом свете, полагая, что из нее родится много народов, что в ней культура еще не умерла. А потому там и не может быть социализма. Социализм в России - только внешняя форма. В чем-то он прав, но не в целом.
Шпенглер прогнозировал окончательный закат Европы где-то к 2300 году. Теперь это вполне угадывается. Но для него цивилизация - это признак неизбежной гибели, и в то же время мужественное принятие конечности своего существования как народа. Это уже несколько другая тема, и здесь также есть что сказать, отталкиваясь от концепции Шпенглера, но одновременно и преодолевая ее.
Надеюсь в ближайшее время написать еще несколько фрагментов по указанной работе Шпенглера, которые стечением времени сложатся в статью. Удовлетворен, что нашел заинтересованного читателя, знающего, о чем идет речь. Сейчас люди (особенно в интернете) предпочитают ничего не читать, но очень бойко излагать свою точку зрения - чаще всего не основанную ни на знаниях, ни на личном опыте, а просто взятую из чьих-то случайно оброненных слов или "с потолка".
Reply
К нему стремятся, конечно же, не от дряхлости.
Все европейские державы, которые совсем недавно к нему стремились, пребывают в состоянии глубокой дряхлости. А в культурном плане - особенно. И Германия - в частности.
Уверяю Вас, что для Шпенглера немецкий социализм - это прямо и есть идея немецкого национального государства.
Совершенно согласен. Но не просто идея, а вынужденная идея. Потому что другой невозможно. А сейчас в Германии социализм по Шпенглеру победил. Шпенглер очень негативно отнесся к национал-социализму именно в силу его активности, несвойственности времени. Именно потому, что для старой нации годился именно умеренный социализм современного типа, на котором бы Германия не свернула шею.
Если Вам вдруг покажется интересным, то по мотивам Шпенглера у меня написана книга -
Приключения Красной Беретки
Reply
Вашим сайтом я уже поинтересовался. Мне не по душе однозначный биологический детерминизм в понимании нации (все-таки это политическое понятие). Собственно, заново понятийный аппарат переосмысливать не стоит. Для преимущественно биологического определения есть понятия "этнос" и "раса". Хотя и у этих понятий имеется кульутрный аспект. Тем не менее, он отделим от природного. А с нацией эта проблема в общем случае неразрешима. "Немецкое" понятие нации имеет культурный компонент ("почва"), а "французское" связано только и идеей гражданства. В немецком варианте от "почвы" есть мостик к "крови", во французском нет.
С фантазийным романом попытаюсь ознакомиться по мере сил.
Reply
Leave a comment