Национальное воспитание как подчинение единой воле

Aug 25, 2009 12:31


Фихте предлагает идею нового национального воспитания, которая показалась оккупационным властям чем-то малосущественным - соображениями о преподавании нравственности и знаний подрастающему поколению. Но на самом деле речь шла вовсе не о детях и юношестве, а о системе воспитания нации, о единственном средстве сохранить жизнь немецкой нации. Размышляя о том, как формировать будущие поколения, Фихте дает наставление тем, кто задумывается над судьбой нации и предполагает личный вклад в национальное строительство. Начиная с себя - с воспитания себя самого. Национальное самосознание начинается с ясного познания, которое личность превращает в повседневную задачу, воспитывая при этом нацию в себе самой.

…приходится признать, что это воспитание прилага­ло все силы к тому, чтобы представить взору питомцев ка­кой-нибудь образ религиозного, нравственного, законопос­лушного умонастроения и всяческого порядка и благо­нравия, и что порой оно усердно призывало своих питом­цев отпечатлеть эти образы в своей собственной жизни; но что за редчайшими исключениями - которые, стало быть, не были обусловлены этим воспитанием, ибо в противном случае эти исключения необходимо должны бы были обна­ружиться во всех прошедших через это образование и яв­лялись бы как некоторое правило, но были вызваны други­ми причинами, - за этими крайне редкими исключениями говорю я, питомцы этого воспитания, все как один, следо­вали не этим нравственным представлениям и призывам, но побуждениям своего эгоизма, возникшего в них естест­венным путем и без всякого содействия воспитательного искусства; чем неопровержимо доказали, что хотя это вос­питательное искусство и было способно наполнить память несколькими словами и оборотами речи, а холодную и без­участную фантазию - несколькими смутными и бледными образами, но оно никогда не могло, однако, придать своей картине нравственного миропорядка такую живость, чтобы его питомца охватила пылкая любовь и тоска по этому ми­ропорядку и жгучий аффект, который побуждал бы его во­плотить этот образ в жизни и перед которым эгоизм опада­ет как увядшая листва; и что, стало быть, этому воспитано.


Без целостного образа будущего, без образа нации, воспитание оказывается пустым морализаторством. Оно принуждает к внешним формам, но не мотивирует на внутреннюю работу мысли, не создает из воспитуемого воспитателя. Не воспитание, а стремление к удовлетворению личных материальных потребностей становится источником повседневных решений индивида. И даже сословная солидарность (и вместе с ней - оторванность от народа) является лишь совокупностью эгоизмов со схожими стратегиями достижения частных интересов. Эгоизмы не могут сформировать нацию. Ибо совокупность индивидов - не нация, их совместный эгоизм - не национальный интерес.

…нам не остается иного выбора кроме того, чтобы нести новое образование абсолютно всем без ис­ключения, кто носит имя немца, так чтобы оно стало не образованием одного особого сословия, но образованием нации вообще как таковой и без всякого исключения для отдельных ее членов, и чтобы в нем (а именно в образова­нии сердечного благорасположения к правде) совершенно уничтожалось бы и исчезало всякое различие между сосло­виями, которое вполне может существовать по-прежнему в других отраслях развития; и чтобы, таким образом, среди нас возникло бы не воспитание народа, но самобытное не­мецкое национальное воспитание.

Воспитание происходит не через знание, а через познание. Если считать, что задача национального строительства - не процесс, подобный постройке дома, а подобный постройке города, который имеет свой архитектурный стиль и исторический центр, но никогда не прекращает обновляться, то речь следует вести о непрерывном процессе, которому в системе образования лишь придают правильную ориентацию.

…прежнее воспитание, самое большее, только призывало к доброму порядку и нравственности, но эти призывы оста­лись бесплодными для действительной жизни, которая образовывалась совсем по иным, абсолютно недоступным для этого воспитания основаниям. В противоположность ему, новое воспитание должно быть способно уверенно и безошибочно образовывать и определять согласно прави­лам действительные жизненные побуждения и движения своих питомцев.

Все, кто стали до сих пор добрыми людьми, стали такими благодаря своим естественным задаткам, переси­лившим воздействие дурного окружения, а отнюдь не бла­годаря воспитанию, ибо в противном случае все прошед­шие это воспитание должны были бы стать добрыми;

Призывы, которые содержатся в учебниках или в политических программах, мало чего стоят, если не связаны с практикой и не имеют подтверждения в повседневной жизни. Поэтому задача воспитателя или политического лидера состоит в том, чтобы а) ясно понимать жизненную ситуацию, б) иметь представление о национальном идеале, в) знать национальную психологию собственного народа, заложенные в ней священные символы и сюжеты.

Воспитать - значит, навязать убеждение, а не предложить выбор. Предложение выбора между добрым и злым - величайшая глупость, допускаемая как в либеральных политических системах, так и в либеральной системе образования. Это пороки прежних эпох, которым позволяют свободно распространяться и сводить в могилу нации и государства. Порок современной эпохи - выбор настолько свободный, что в нем уже нет представлений о добре и зле. Это выбор, больше напоминающий каприз, который назавтра может смениться другим капризом и другим произвольно подхваченным убеждением.

…в расчете на свободную волю вос­питанника заключается первая ошибка прежнего воспита­ния и отчетливое признание им своего бессилия и своей ничтожности.

…образовать самого человека - оно решительно и неспо­собно, и не намерено, и не желает, и что это образование воли оно вообще считает невозможным. Напротив, новое воспитание должно заключаться именно в том, чтобы на той почве, оценку которой оно взяло бы на свою ответст­венность, совершенно уничтожить свободу воли и поро­дить в воле, напротив, строгую необходимость принимае­мых решений и невозможность противоположного, пос­ле чего на эту волю можно будет уверенно рассчитывать и полагаться.

Образование существует только в том случае, если оно диктует свою волю и подавляет незрелую и невоспитанную волю воспитуемого, которую следует скорее определять как своеволие. И в полноте уверенности правильности диктуемых образцов поведения  создает у воспитуемого такие мыслительные конструкции, которые позднее, когда диктат образования уже снят, ведут его по жизни в прежнем направлении как самостоятельную и творческую личность.

Всякое  образование  стремится   произвести  некоторое прочное, определенное и устойчивое бытие, которое уже не становится, но есть и не может быть иным, но только таким, каково оно есть.

Если только через воспитание мы видим надежное спасение нации и осуществление ее будущего, то возрождение нации не будет связано с игрой понятиями, в которых нет уже никакого искреннего переживания. Учитель, не переживающий понятиями, а лишь оперирующий ими, ничему не способен научить. Он может дать лишь мертвое знание, повторение понятий без связи с жизнью, воспитать черствого эгоиста, но не гражданина. Понятия «хотя и могут прояснить дело, но не способны сообщить нам что-нибудь о действительном существовании или ценности, - но каж­дый человек может проверить истину этих понятий только своим собственным непосредственным внутренним опытом».

В питомце никогда не следует побуждать способности познания, не побуждая в то же время любви к познанному предмету, ибо в противном случае познание омертвеет, и так же точно никогда не следует возбуждать в нем любви, не проясняя ее, в то же время, для познания, ибо в против­ном случае эта любовь ослепнет…

Итак, предлагаемое мною воспитание должно быть надежным и обдуманным искусством образовать в человеке твердую и безошибочную добрую волю…

Продложение следует

Основы национального образования

Previous post Next post
Up