Apr 02, 2010 16:43
«Диалог» задуман как простая и удобная форма обсуждения самых разнообразных методологических (и не только) вопросов. Качественный уровень «Диалога» определяется уровнем собеседников.
02.04.10
- Продолжим по кино или по общению с «коллегами»?
- Продолжим по кино о Щедровицком.
- Тогда эпизод 2: Щедровицкий о пользе движения и небоязни бескультурья и грязи.
- В этом эпизоде Щедровицкий говорит следующее.
Я говорю, что методология может все. А вы говорите: у методологии нет рамок. Да есть у методологии рамки, и много чего еще есть! А вот предела нет, границ нет. Есть, как у Гуссерля, горизонт, который передвигается при ходьбе. Ходить надо. Идти и не бояться бескультурья. Грязи не бояться… Двигаться всю жизнь… И будущие поколения будут двигаться…
На экране сам Щедровицкий уже постаревший, уставший.
А сказано замечательно!
- А что же тут замечательного? Ободряющие общие фразы.
- Не согласен. Начнем с рамок-границ. Щедровицкий не говорит ни о себе, ни о «смд» как о вершине, пределе. Куда он со «свитой» взобрался, а остальные пяти-летками, семи-летками должны взбираться к вершинам. Перед каждым горизонт и он его передвигает.
- Горизонт общий или индивидуальный?
- Думаю, что и тот и другой. И самого Щедровицкого нельзя превращать в предел, границу. Изучать опыт движения Щедровицкого - да, ставить же столбы и заборы для себя и других («Щедровицкий нарисовал-сказал в 72-м») - нет.
- А о каком бескультурье и грязи говорит Щедровицкий?
- Я усматриваю три слоя бескультурья.
Самый нижний, простой и очевидный. Слой публики: руководители и рядовые работники организаций-заказчиков ОДИ. Причина тоже очевидна: существование командно-административной системы на всех уровнях, закостенелость управленцев и рутинизация исполнителей. Для этого слоя Щедровицкий, вооруженный интеллектуальными (методологическими) средствами, должен был казаться полубогом. Плюс артистизм, плюс порция безобидной (провоцирующей) софистики. А сама же публика проходила на ОДИ культурный ликбез в методологической форме.
Средний слой. Слой «свиты». Выскажу небесспорную гипотезу. Со временем лучшие, в основном, уходили из методологической игры в одну из неигровых (наука, практика и т.д.) деятельностей культуры. У оставшихся культурный уровень вызывал сомнение у Щедровицкого. А если еще учесть узконаправленность «метода Щедровицкого», то для большинства из «свиты» культура начиналась и заканчивалась Щедровицким. Отмечу всепоглощаемость «метода Щедровицкого»: член кружка захватывался полностью и навсегда. И никакое пролистывание умных книжек не меняло ситуацию: воспринималась информация исключительно через методологическую призму. Узко и избирательно.
Думаю, что говоря о бескультурье, Щедровицкий имел в виду и себя. О чем он и сам говорил. Но я бы к Щедровицкому это слово не применял. Щедровицкий был высококультурным человеком, но чрезвычайно узкой направленности.
- А как же контркультура?
- К определениям надо спокойно относиться. Устремленный в будущее и движущийся методологический луч Щедровицкого плюс провокативная софистика выступлений позволяет говорить о методологической контркультуре Щедровицкого. Но непросто указать момент, когда Щедровицкий стал «контркультурой», и наоборот, когда его «контркультура» по-настоящему обогатит культуру.
- А что Вы скажете о «смд»-шниках?
- Могу поделиться только первыми впечатлениями. Очень бы хотел ошибиться! Потом извинюсь.
То, о чем говорил Щедровицкий, у них все наоборот. Возвели (возводят) границы и пределы (даже из самого Щедровицкого). Бескультурны и узколобы. Щедровицкий сужал культурный луч, чтобы дальше продвинуться. «Последователи» же возвели узость в принцип и оказались в щели. Или щелях?
- А про «грязь»?
- Реакция на диалог из моего журнала в журнале сообщества - это «грязь».
- А Вы чисты?
- Нет. «Грязи» у меня хватает. Но я хоть понимаю это. Иногда пытаюсь сыграть в софистическую провокацию, как у Щедровицкого, не чувствую меры, и получается «грязь». Краснею от стыда. Но обиды ни на кого не держу. Думаю, что и меня простят. Некоторые. Согласен с Щедровицким: и грязи не надо бояться.
Продолжение следует...
культура,
методологическая контркультура,
"методологический диалог",
кино,
крити-Кант-ство,
Щедровицкий