Новая игра: "Новая искренность"?

Nov 12, 2010 10:55


Недавно познакомился с Хуганом.
(http://savl-2009.livejournal.com/11146.html?page=1#comments )

Сначала Хуган заинтересовался игрой:

«Казалось бы:
игра принципиально не утилитарна, "ни для чего не нужна" по определению. Это ее отличает от, например, работы, имеющей внешние по отношению к ней цели (и связанный с ними конкретный предмет). Свободный ( Read more... )

Пятигорский, культура, Болдачев, игра, софистика, рефлексия, Щедровицкий, самоопределение, "культурный варвар", Свобода, методологические игры, смд-шники, Запредметность, самовыражение

Leave a comment

Кеплерский savl_2009 November 18 2010, 04:24:29 UTC

История моих пониманий
А. Кеплерский
http://keplerskiy.livejournal.com/2796.html

«Этот текст появился благодаря тому, что господин Л. попросил меня описать моё (не)участие в Школе Гуманитарного Образования (и моё личностное движение в это же время), а его жена предложила мне точно так же описать моё участие в Открытом Бизнес-Колледже и попробовать сопоставить эти два образовательных движения. Первоначально меня эта идея не очень воодушевила, я совершенно не представлял, как всё это можно совместить, но, поразмыслив, понял, что как раз именно в таком общем виде и возможно более-менее внятно описать как свою ситуацию, так и внешние события. К тому же, мне подсунули кучу разных материалов о ШГО, которых у меня не было, и которые во многом облегчали мне задачу. Поэтому я и решился написать всё нижеследующее.
Сразу должен принести извинения за такой большой объём писанины, однако не вижу возможным описать всё происходящее в какой-то более краткой форме без ущерба для содержания.»
(Конец цитаты.)

Замечательная вещь!

P.S.
Если сегодня один член общины спотыкается и ломает себе шею, то вполне закономерно, что завтра на его месте может оказаться следующий. Так сопереживание, сочувствие возникает ассоциативно: боль другого ассоциируется со своей собственной возможной в будущем болью. - А.Кеплерский.

Reply

О рефлексии и самоопределении savl_2009 November 19 2010, 07:04:18 UTC

Кеплерский пишет:

«Если ученик в полной мере освоил навыки рефлексивного анализа, то он вполне может подвергнуть такому анализу ту цель самоопределения, которая подразумевается Школой (социально-активное профессиональное самоопределение). И при этом ему станет понятно не только то, что социальная роль может быть любой, но и то, что такой социальной роли может вообще не быть!
И, во-первых, нет никаких оснований считать, что ученик выберет именно «социально-активную» роль, во-вторых, нет никаких оснований считать, что он выберет именно это общество (в котором живёт), поскольку оно тоже может быть любым, причём не только в пространстве, но и во времени. И мало того, что человек может уехать в другую страну, он ведь может просто сесть, сложить руки и ждать, когда наступит «светлое будущее» и появится то общество, которое ему нужно. И если исходить только из «субъекта индивидуальности», то нельзя призывать такого человека к каким-то активным действиям: это может прямо противоречить его индивидуальному самоопределению (оно ведь может быть любым, на то оно и индивидуальное!). Ну и, конечно, этот субъект вообще может самоопределиться не как участник какого-либо общества, а как, скажем, отшельник. И поэтому какие-либо ожидания социальной активности от выпускников ШГО будут нелепы и лишены оснований…

В случае с ШГО дело обстоит ещё серьёзнее. Ученик уже в полной мере осваивает рефлексивные навыки, тем более, что на этом во многом построен учебный курс. И поэтому он становится способен намеренно подвергнуть любую культурную норму рефлексивному анализу и проблематизировать себя в качестве носителя этой нормы. Так любые нормы и рамки могут быть осознанно разрушены учеником по итогам его самоопределения: ничто не мешает ему по-новому самоопределиться по отношению к тем нормам, которые он когда-то усвоил, а потом отрефлексировал.»
(Конец цитаты.)

В «методологическом движении» «рефлексии» отводится одно из центральных мест.
Хотел было немного развернуть тезис, но удержался. Добавление других слов, как «разъясняющих», породит только цепную реакцию «разъяснений разъяснений» и уведёт далеко в сторону и вглубь от «рефлексии».

(Интересный момент. Наши интернет-игры переполнены софистикой, то есть словесными спорами ради «победы» над оппонентом. В небольших дозах софистика даже полезна для тренировки ума, особенно незрелого. Но когда в игре преобладает софистика, то это ужасно и безобразно. Как бороться с софистикой? Вовремя замолчать, прикрутить краник словесного поноса. У Болдачева в ЖЖ начертан девиз: ПОЗНАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТИШИНЫ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ МОЛЧАНИЕМ. И это правильно. А софистика начинается громкими заявлениями-обещаниями, продолжается громкой руганью с оппонентами и заканчивается проклятиями и унижениями тех же оппонентов. Точка.)

В «методологическом движении» «рефлексии» отводится одно из центральных мест.
Но в руках «культурных варваров», к которым я отношу «методологическое движение», другие «движения и школы» и себя «любимого» (за компанию), - это разрушительное оружие.
«Рефлексия», как «разрушительное оружие», наносит вред (душевные раны) самому «культурному варвару» и его окружающим.

P.S.
Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех. - Евграфыч.

Reply


Leave a comment

Up