О новых образовательных технологиях и кошке в микроволновке

Jan 10, 2008 17:33


Вообще, одна из проблем современных технологий обучения, вернее, их восприятия и использования состоит в том, что они внешне выглядят как уже существующие и даже выполняют те функции, что уже существующие. Более того, некоторые из них подозрительно напоминают то, что было даже задолго до Я.А. Коменского.
Средневековая школа на гравюре 16 века по многим своим параметрам напоминает свободный класс в духе гуманистической теории обучения на современной фотографии (наличие уголков, в которых дети занимаются разными делами и пр.)
Но в том-то и дело, что по каким-то более важным параметрам эти вещи очень несхожи. Но беда в том, что человек, основываясь на внешнем сходстве, пытается их использовать так, как то, что уже известно, и это даже до какого-то времени работает, но в какой-то момент наступает "сбой" в системе из-за непонимания теоретического принципа работы системы.
Удачная аналогия тут: знаменитая кошка в микроволновке (Некая американская домохозяйка решив не то обогреть, не то просушить любимую кошечку запихнула ее в микроволновку. Что произошло с кошкой, объяснять не надо).
Ведь очень часто учителя, не разобравшись ни в сущности какой-либо новой технологии обучения, ни в ее ограничениях начинают на каком-то этапе делать то же самое, что и домохозяйка. Результат может быть хоть и не смертелен, но все же драматичен. Отсюда все эти бесконечные жалобы на то, что "мы попробовали, но ничего не получилось". И вывод: технология плохая. Надо ее отвергнуть. Вернуться к старому. Хотя, в действительности, не технология плохая, просто использовать ее надо соответственно. Ведь микроволновки вовсе не плохи, просто они не предназначены для согревания мелких домашних животных. С микроволновками мы разобрались, но вот с технологиями обучения и воспитания к сожалению нет. Все же что делать для разрыва бесконечного круга, чтобы действительно совершился технологический прорыв в образовании, ведь в других областях он уже произошел?
Несколько вариантов для этого.Первый - прозаический. Объяснять, объяснять, еще раз объяснять теоретические основы. И наш учебник я думаю существенный шаг в этом направлении. Только вот, к сожалению, опыт показывает, что не очень то эффективный.
Второй - фантастический. Должно произойти что-то, что покажет какие-то такие выгоды из использования новых технологий, которые перевесят неизбежные - от незнания, от дефектов технологии - издержки. Так происходило в случаях прорывов в других областях (те же микроволновки), но не в образовании. Пока что издержки здесь, по всей видимости превышают выгоды.

психология, преподавание, книги

Previous post Next post
Up