История европейского изобразительного искусства одним абзацем. Долгое время главным заказчиком живописи была церковь, и живопись по сути была рисованной литературой. Главенствовал сюжет, а художники пытались научиться рисовать, чтоб было похоже. Пришедшие на арт-рынок частные инвесторы повернули живопись в светское русло - наступил Ренессанс (XV-XVI вв). Он значим не только тем, что рисовальщики достигли невиданных до той поры высот в точности изображения натуры, но и тем, что живопись стала отделяться от литературы. Стало важно не что нарисовано, а как. Мона Лиза ничего не делает, просто сидит - мы воспринимаем не сюжет, но изящество линии и гармонию цвета. В эпоху барокко (XVII век), пришедшего на смену ренессансу, художники научились рисовать натуру абсолютно живой. Да так, что мастера возрождения стали казаться на их фоне чертёжниками. Достигнув таких высот, художники оказались в тупике - куда расти дальше? Следующий прорыв произошёл лишь в конце XIX в - импрессионисты догадались, что можно изображать не натуру, а своё ощущение от неё (и придумали технику для этого). Так закончилось классическое искусство и началось искусство современное. (Крайне неудачный искусствоведческий термин, который часто воспринимается буквально. На самом деле, современное оно не нам, а авторам термина!). Изображение стало полностью самоценным. Сюжет стал лишь поводом гармонично расположить на холсте цветные пятна. А раз так - то отпала нужда точно следовать натуре (тем более для этой цели только что придумали фотографию). Художники стали в своих целях упрощать, искажать, трансформировать натуру. А в пределе и вовсе отказались от неё - так возникла абстрактная (беспредметная) живопись. Ну и, конечно, логичным завершением ухода от натуры стала попытка нарисовать ничто:
"Черный супрематический квадрат" (1915, Третьяковка, Москва)
Красивая теория, правда? На самом деле всё было не совсем так. Заманчиво поставить жирную черную (хоть и квадратную) точку в истории живописи, но "Черный квадрат" - не конец, а начало. Малевич не пришёл к нему, а напротив - начал с него свои супрематические поиски. "Нуль форм", как он сам говорил. Атом. Первая буква нового живописного языка, созданного Малевичем. Неформа и нецвет. Собственно, в этом и есть значение (и значимость!) "квадрата", каких бы смыслов ему не напридумывали потом. А некоторые умудряются находить смысл даже в непараллельности сторон квадрата, не говоря уж об истории первого показа картины, когда она была вывешена подобно иконе - в красном углу выставочного зала.
Хоть Малевич и подвёл под придуманный им супрематизм (от supremus - наивысший) теоретическую базу, суть его проста: художественный образ создаётся манипуляцией простейшими геометрическими формами и цветом. Композиция возведена в абсолют, а сюжет отвергнут. Поэтому и нет никакого смысла искать в супрематических работах смысл (тем более - скрытый) - его там нет и быть не может. Но давайте пока отложим супрематизм в сторону (потом ещё к нему вернёмся) и обратимся к биографии художника.
Родился Казимир Северинович в Киеве, в семье управляющего заводом. Ещё в детстве полюбил рисовать. В 1896 году семья Малевичей переезжает в Курск. Малевич, видимо, был настолько страстен, что умудрился заразить живописью весь город - по его инициативе создаются художественные кружки. А после смерти отца оставляет жену с детьми на попечение матери и уезжает покорять столицу.
Малевич впитывает все модные художественные течения и пробует себя в них. Импрессионизм: "Весенний сад в цвету" (1904, Русский музей, Петербург)
"Церковь" (1905, частная коллекция)
"Дети" (1908, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)
Фовизм: "Купальщик" (1911, Музей Стеделек, Амстердам)
"Автопортрет" (1910, Третьяковка, Москва)
Кубизм: "Утро после вьюги в деревне" (1912, Музей Гугенхайма, Нью-Йорк)
"Точильщик" (1912, Галерей Йельского университета, Нью-Хейвен)
"Корова и скрипка" (1913, Русский музей, Петербург)
А потом появляется квадрат. Малевич, если верить ему самому (а ему далеко не во всём можно верить), написал его почти случайно. И так был впечатлён своим открытием, что поспешил закрепить его за собой, срочно выпустив манифест супрематизма.
Придумав первую букву своего нового алфавита, Малевич начинает складывать сначала слоги: "Черный квадрат и красный квадрат" (1915, МоМА, Нью-Йорк)
А потом и слова:
"Супрематизм. беспредметная композиция" (1915, Музей изобразительных искуссвт, Екатеринбург)
"Супремус №56" (1916, Русский музей, Петербург)
Черных квадратов, кстати, он нарисовал четыре: два хранится в Третьяковке и по одному - в Эрмитаже и Русском музее. "Белый квадрат (белое на белом)" (1918, МоМА, Нью-Йорк)
Малевич, говорят, не мог похвастаться блестящей образованностью и широким кругозором, но видимо обладал всё-таки незаурядной харизмой. Всегда его окружали последователи (да какие - Розанова, Попова, Эль Лисицкий подхватили и приняли супрематизм), позже и ученики. После революции он едет в Витебск преподавать в тамошнем художественном училище, созданном по инициативе Шагала. И развивает там такую бурную деятельность, что Шагалу в итоге не находится места в собственном детище. Пишет теоретические обоснования своему супрематизму. Он, безусловно, гордится им и считает его своим главным достижением. Хотя, мне кажется, что сам Малевич исчерпал эту эстетику довольно быстро - путь от простых композиций к сложным, а от сложным к минималистично-белым он прошёл за три года: с 1915 по 1918.
Сначала в его работы вдруг возвращается предметность:
"На сенокосе" (1929, Третьяковка, Москва)
"Голова крестьянина" (1929, Русский музей, Петербург)
"Женщина с граблями" (1931, Третьяковка, Москва)
"Скачет красная конница" (1932, Русский музей, Петербург)
"Пейзаж с пятью домами" (1932, Русский музей, Петербург)
А потом и вовсе реалистичность. В начале 1930-х Малевич вдруг начинает писать импрессионизм.
"Безработная девушка" (1930, Русский музей, Петербург)
"Цветочница" (1930, Русский музей, Петербург)
"Сёстры" (1930, Третьяковка. Москва)
Малевич выдавал эти работы за более ранние - досупрематические, 1910-х годов. Ему было важно, чтобы супрематизм оставался логической и хронологической вершиной его творчества - и он выстраивал эту логическую цепочку, дописывая задним числом недостающие фрагменты.
Малевич был, пожалуй, единственным из грандов русского авангарда, кто не уехал из страны, когда новая власть охладела к новому искусству. Хотя имя Малевича гремело по всему миру - он ездит с выставками по Европе. Во время одной из такой поездок (в 1927) он получает предписание срочно вернуться на родину - и прямо из аэропорта попадает на допрос. На этот раз он отделывается лёгким испугом, но через несколько лет его арестовывают и обвиняют в шпионаже в пользу Германии. В тюрьме он проводит несколько месяцев, после чего обвинение снимают.
В последних своих работах Малевич соединяет свои колористические и композиционные находки времён супрематизма с реалистичной техникой: "Атопортрет" (1933, Русский музей, Петербург)
Обратите внимание в правый нижний угол: вместо подписи - чёрный квадрат.
Умер Малевич в 1935 году от рака. По завещанию художника хоронили его в особом супрематическом гробу:
На могиле в подмосковной Немчиновке был установлен кубический паямятник с черным квадартом на одной из граней, но он был утрачен во время войны.
По традиции заврешаю работой, висящей в Самаре. Кубо-футуристический период, 1914 год. "Жизнь в большой гостинице" (1914, Самарсикй областной художетсвенный музей, Самара)
Эпилог.
В начале этого года я составил список из нескольких десятков художников, которые мне интересны, и с которыми мне захотелось познакомиться поближе. Каждую неделю я выбирал одного из них, знакомился с его биографией и смотрел репродукции его работ (благо теперь в сети можно найти почти полные подборки) - от ранних до самых последних. Результаты моих изысканий вы могли видеть в постах серии " любимые художники". Но мой список подошёл к концу, и на этом моя работа в качестве искусствоведа-шарлатана заканчивается. Надеюсь, вам тоже было небезынтересно.