Любимые художники. Казимир Малевич

Oct 19, 2018 09:00


Казимир Малевич (1879 - 1935)

История европейского изобразительного искусства одним абзацем.
Долгое время главным заказчиком живописи была церковь, и живопись по сути была рисованной литературой. Главенствовал сюжет, а художники пытались научиться рисовать, чтоб было похоже. Пришедшие на арт-рынок частные инвесторы повернули живопись в светское русло - наступил Ренессанс (XV-XVI вв). Он значим не только тем, что рисовальщики достигли невиданных до той поры высот в точности изображения натуры, но и тем, что живопись стала отделяться от литературы. Стало важно не что нарисовано, а как. Мона Лиза ничего не делает, просто сидит - мы воспринимаем не сюжет, но изящество линии и гармонию цвета. В эпоху барокко (XVII век), пришедшего на смену ренессансу, художники научились рисовать натуру абсолютно живой. Да так, что мастера возрождения стали казаться на их фоне чертёжниками. Достигнув таких высот, художники оказались в тупике - куда расти дальше? Следующий прорыв произошёл лишь в конце XIX в - импрессионисты догадались, что можно изображать не натуру, а своё ощущение от неё (и придумали технику для этого). Так закончилось классическое искусство и началось искусство современное. (Крайне неудачный искусствоведческий термин, который часто воспринимается буквально. На самом деле, современное оно не нам, а авторам термина!). Изображение стало полностью самоценным. Сюжет стал лишь поводом гармонично расположить на холсте цветные пятна. А раз так - то отпала нужда точно следовать натуре (тем более для этой цели только что придумали фотографию). Художники стали в своих целях упрощать, искажать, трансформировать натуру. А в пределе и вовсе отказались от неё - так возникла абстрактная (беспредметная) живопись. Ну и, конечно, логичным завершением ухода от натуры стала попытка нарисовать ничто:

"Черный супрематический квадрат" (1915, Третьяковка, Москва)


Красивая теория, правда? На самом деле всё было не совсем так.

Заманчиво поставить жирную черную (хоть и квадратную) точку в истории живописи, но "Черный квадрат" - не конец, а начало. Малевич не пришёл к нему, а напротив - начал с него свои супрематические поиски. "Нуль форм", как он сам говорил. Атом. Первая буква нового живописного языка, созданного Малевичем. Неформа и нецвет.
Собственно, в этом и есть значение (и значимость!) "квадрата", каких бы смыслов ему не напридумывали потом. А некоторые умудряются находить смысл даже в непараллельности сторон квадрата, не говоря уж об истории первого показа картины, когда она была вывешена подобно иконе - в красном углу выставочного зала.


Хоть Малевич и подвёл под придуманный им супрематизм (от supremus - наивысший) теоретическую базу, суть его проста: художественный образ создаётся манипуляцией простейшими геометрическими формами и цветом. Композиция возведена в абсолют, а сюжет отвергнут. Поэтому и нет никакого смысла искать в супрематических работах смысл (тем более - скрытый) - его там нет и быть не может.
Но давайте пока отложим супрематизм в сторону (потом ещё к нему вернёмся) и обратимся к биографии художника.

Родился Казимир Северинович в Киеве, в семье управляющего заводом. Ещё в детстве полюбил рисовать. В 1896 году семья Малевичей переезжает в Курск. Малевич, видимо, был настолько страстен, что умудрился заразить живописью весь город - по его инициативе создаются художественные кружки. А после смерти отца оставляет жену с детьми на попечение матери и уезжает покорять столицу.

Малевич впитывает все модные художественные течения и пробует себя в них.
Импрессионизм:
"Весенний сад в цвету" (1904, Русский музей, Петербург)


"Церковь" (1905, частная коллекция)


"Дети" (1908, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)


Фовизм:
"Купальщик" (1911, Музей Стеделек, Амстердам)


"Автопортрет" (1910, Третьяковка, Москва)


Кубизм:
"Утро после вьюги в деревне" (1912, Музей Гугенхайма, Нью-Йорк)


"Точильщик" (1912, Галерей Йельского университета, Нью-Хейвен)


"Корова и скрипка" (1913, Русский музей, Петербург)


А потом появляется квадрат. Малевич, если верить ему самому (а ему далеко не во всём можно верить), написал его почти случайно. И так был впечатлён своим открытием, что поспешил закрепить его за собой, срочно выпустив манифест супрематизма.

Придумав первую букву своего нового алфавита, Малевич начинает складывать сначала слоги:
"Черный квадрат и красный квадрат" (1915, МоМА, Нью-Йорк)


А потом и слова:

"Супрематизм. беспредметная композиция" (1915, Музей изобразительных искуссвт, Екатеринбург)


"Супремус №56" (1916, Русский музей, Петербург)


Черных квадратов, кстати, он нарисовал четыре: два хранится в Третьяковке и по одному - в Эрмитаже и Русском музее.
"Белый квадрат (белое на белом)" (1918, МоМА, Нью-Йорк)


Малевич, говорят, не мог похвастаться блестящей образованностью и широким кругозором, но видимо обладал всё-таки незаурядной харизмой. Всегда его окружали последователи (да какие - Розанова, Попова, Эль Лисицкий подхватили и приняли супрематизм), позже и ученики. После революции он едет в Витебск преподавать в тамошнем художественном училище, созданном по инициативе Шагала. И развивает там такую бурную деятельность, что Шагалу в итоге не находится места в собственном детище. Пишет теоретические обоснования своему супрематизму. Он, безусловно, гордится им и считает его своим главным достижением. Хотя, мне кажется, что сам Малевич исчерпал эту эстетику довольно быстро - путь от простых композиций к сложным, а от сложным к минималистично-белым он прошёл за три года: с 1915 по 1918.

Сначала в его работы вдруг возвращается предметность:

"На сенокосе" (1929, Третьяковка, Москва)


"Голова крестьянина" (1929, Русский музей, Петербург)


"Женщина с граблями" (1931, Третьяковка, Москва)


"Скачет красная конница" (1932, Русский музей, Петербург)


"Пейзаж с пятью домами" (1932, Русский музей, Петербург)


А потом и вовсе реалистичность. В начале 1930-х Малевич вдруг начинает писать импрессионизм.

"Безработная девушка" (1930, Русский музей, Петербург)


"Цветочница" (1930, Русский музей, Петербург)


"Сёстры" (1930, Третьяковка. Москва)


Малевич выдавал эти работы за более ранние - досупрематические, 1910-х годов. Ему было важно, чтобы супрематизм оставался логической и хронологической вершиной его творчества - и он выстраивал эту логическую цепочку, дописывая задним числом недостающие фрагменты.

Малевич был, пожалуй, единственным из грандов русского авангарда, кто не уехал из страны, когда новая власть охладела к новому искусству. Хотя имя Малевича гремело по всему миру - он ездит с выставками по Европе. Во время одной из такой поездок (в 1927) он получает предписание срочно вернуться на родину - и прямо из аэропорта попадает на допрос. На этот раз он отделывается лёгким испугом, но через несколько лет его арестовывают и обвиняют в шпионаже в пользу Германии. В тюрьме он проводит несколько месяцев, после чего обвинение снимают.

В последних своих работах Малевич соединяет свои колористические и композиционные находки времён супрематизма с реалистичной техникой:
"Атопортрет" (1933, Русский музей, Петербург)


Обратите внимание в правый нижний угол: вместо подписи - чёрный квадрат.

Умер Малевич в 1935 году от рака. По завещанию художника хоронили его в особом супрематическом гробу:


На могиле в подмосковной Немчиновке был установлен кубический паямятник с черным квадартом на одной из граней, но он был утрачен во время войны.

По традиции заврешаю работой, висящей в Самаре. Кубо-футуристический период, 1914 год.
"Жизнь в большой гостинице" (1914, Самарсикй областной художетсвенный музей, Самара)


Эпилог.

В начале этого года я составил список из нескольких десятков художников, которые мне интересны, и с которыми мне захотелось познакомиться поближе. Каждую неделю я выбирал одного из них, знакомился с его биографией и смотрел репродукции его работ (благо теперь в сети можно найти почти полные подборки) - от ранних до самых последних. Результаты моих изысканий вы могли видеть в постах серии " любимые художники". Но мой список подошёл к концу, и на этом моя работа в качестве искусствоведа-шарлатана заканчивается. Надеюсь, вам тоже было небезынтересно.

Оглавление серии под спойлером:
[Любимые художники]
1. Ян ван Эйк
2. Архип Куинджи
3. Ян Вермеер
4. Эдвард Мунк
5. Зинаида Серебрякова
6. Питер Брейгель
7. Борис Кустодиев
8. Клод Моне
9. Исаак Левитан
10. Рембрандт
11. Кузьма Петров-Водкин
12. Мауриц Эшер
13. Алексей Саврасов
14. Наталья Гончарова
15. Уильям Тернер
16. Павел Федотов
17. Марк Шагал
18. Илья Репин
19. Тициан
20. Жан Оноре Фрагонар
21. Амедео Модильяни
22. Игорь Грабарь
23. Александр Дейнека
24. Эдвард Хоппер
25. Рене Магритт
26. Густав Климт
27. Пьер Огюст Ренуар
28. Константин Коровин
29. Василий Поленов
30. Роберт Фальк
31. Татьяна Яблонская
32. Аркадий Пластов
33. Винсент Ван Гог
34. Казимир Малевич

Малевич, любимые художники, изо

Previous post Next post
Up