Любимые художники. Винсент Ван Гог

Oct 12, 2018 09:00


Один из ярчайших и интереснейших художников всех времён. Его биография окутана огромным количеством мифов и легенд, многократно растиражированных в кино и литературе.
Что знает о нём обыватель? Душевно больной художник-самоучка, жил в нищете, отрезал себе ухо и, наконец, покончил с собой, после чего к нему пришла слава. Что из этого правда, а что вымысел - попробуем сегодня разобраться. А поможет нам в этом здравый смысл и его знаменитая переписка с братом.

Винсент Виллем Ван Гог (1853 - 1890)

"Автопортрет" (1889, Музей д'Орсе, Париж)




Винсент родился в Нидерландах, в семье священника. Клан Ван Гогов был довольно велик и отнюдь не беден. Мужчины семейства Ван Гогов традиционно избирали для себя одну из двух профессий: священнослужителя или моршана - торговца произведениями искусства. Именно на втором поприще и начинает свою карьеру Винсент - поступает арт-дилером в крупную торговую фирму "Гупиль", принадлежавшую его дяде. Там же потом будет работать и его брат Тео. Карьера Винсента начинается весьма успешно, Винсент оказывается умелым торговцем. Это не совсем вяжется с устоявшимся образом чудаковатого и непрактичного бессеребренника, но это так - на самом деле Винсент был вполне рационален, и даже на художественном поприще был весьма озабочен коммерческой составляющей своей работы. Ну а кроме того, Винсент был хорошо образован - знал несколько языков, был начитан, имел широкий кругозор, а работа в фирме "Гупиль" позволила ему стать настоящим экспертом в живописи. Но в итоге Винсент охладел к работе. Говорят, причиной этому стала неразделённая любовь - Ван Гог вообще был неудачлив с женщинами. Как бы то ни было, карьера его пошла на спад, и в конце концов он был вынужден оставить работу.

Ван Гог решает пойти по второй семейной дороге - стать священником. Он отправляется миссионером в бедный шахтёрский посёлок Боринаж. Вангоговская мифология зачастую изображает этот факт, как пример самопожертвования, но тут опять же всё было исключительно рационально: у Винсента не пошло с обучением теологии, а миссионерская деятельность была альтернативным путём для поступления в евангельскую школу и старта карьеры священника. Здесь он изучает библию, много читает. И рисует. Письма брату он иллюстрирует рисунками и крайне живописными описаниями с заострением внимания на цвете, форме и их взаимоотношениях.
"Шахта в Боринаже" (1879, Музей Ван Гога, Амстердам)


Но на духовном поприще тоже не сложилось. Легенды говорят, что Ван Гог разочаровался в вере, видя каторжные условия шахтёрской жизни в Боринаже. На деле же всё прозаичней: изменились условия поступления в евангельскую школу, и миссионерской практики стало уже недостаточно. И Винсент решает стать художником.
Обращаю ваше внимание: этоне было внезапное озарение - Винсент рисовал и раньше, отлично разбирался в живописи, знал арт-рынок. То есть рисуемый легендами образ гения-самоучки - опять мимо. Решив стать профессионалом, Винсент фанатично занимается самообрзованием - много практикуется, пытается совершенствовать рисунок. Вернувшись с Боринажа берёт уроки у своего родственника - художника Антона Мауве.  Мауве отмечает его прогресс, и одобрение Мауве, к удивлению Винсента, изменяет негативное мнение отца о решении сына стать художником.

Впрочем, с отцом они будут ссориться ещё не раз. Самым близким из семьи Винсенту был, конечно, младший брат Тео. Общеизвестно, что Тео фактически содержал Винсента, регулярно отправляя ему деньги. Но и тут не всё так просто. Напомню, что Тео продолжал работать у Гупиля и весьма успешно. Я думаю, что финансовая помощь была вызвана не только братской любовью - в некоторой степени это была инвестиция. Тео был высокого мнения о Винсенте. Да и сам Винсент вовсе не стремился быть непризнанным гением - коммерческий успех картин его очень интересовал. Это момент они часто обсуждали с Тео - по сути их братский союз был и коммерческим предприятием, союзом художника и агента. Другой вопрос, что не всё у них получалось.
Ван Гог рисует то, что его окружает. Ему позируют (не бесплатно!) крестьяне и местная беднота. Все эти наброски и этюды воплотятся в итоге в, пожалуй, главное произведение голландского периода:
"Едоки картофеля" (1885, Музей Ван Гога, Амстердам)


Художники, видимо, делятся на тех, кто мыслит формой и тех, кто мыслит цветом. Винсент упорно, но без особого успеха, учится рисунку, считая это крайне важным. Хотя, похоже, начинает догадываться, что его призвание - цвет. В конце концов это понимает и Тео, и буквально заставляет Винсента переключиться на живопись. А потом и вовсе приглашает его приехать в Париж, где сам он работал в то время. И в этой столице нового искусства и начал формироваться тот Ван Гог, которого мы знаем.
Тут он напитывается новыми течениями, знакомится с местной арт-тусовкой: Тулуз-Лотрек, Дега, Гоген... принимает участие в выставках имперссионистов.

"Агостина Сегатори в кафе "Тамбурин" (1887, Музей Ван Гога, Амстердам)


"Автопортрет в серой фетровой шляпе" (1887, Музей Ван Гога, Амстердам)


"Цветы в медной вазе" (1887, Музей д'Орсе, Париж)


Коммерческие успехи не спешат появляться, но стиль нащупан - Ван Гог пишет цвет. А за цветом надо ехать на юг. И Ван Гог отправляется в Арль - начинается главный и самый плодотворный период его творчества.

"Ночное кафе в Арле" (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Отерло)


Где-то читал, что репродукции этой картины - самые продаваемые в мире. В переписке с Тео, Винсент как-то рассуждал, что старается писать такие картины, которые люди захотели бы повесить дома...

Винсент мечтает создать в Арле своеобразную коммуну художников, куда переберутся все его парижские друзья. Для этой цели Винсент нанимает в Арле знаменитый теперь "желтый дом"...
"Желтый дом" (1888, Музей Ван Гога, Амстердам)


... в котором была не менее знаменитая спальня:
"Спальня в Арле" (1889, Музей д'Орсо, Париж


И пишет в желтом доме свои знаменитые подсолнухи:
"Двенадцать подсолнухов в вазе" (1888, Новая пинакотека, Мюнхен)


Но парижские художники не оценили затею Ван Гога с совместной мастерской в Арле. Его приглашение принял только Гоген - да и тот, говорят, был материально простимулирован Тео (разумеется без ведома Винсента).

Два художники не ужились под одной крышей. Закончилось всё тем самым отрезанием уха.
"Автопортрет с отрезанным ухом" (1889, частная коллекция)


Что там произошло между ними доподлинно не известно. Гоген утверждал, что Ван Гог набросился на него с бритвой. Есть версии, что наоборот - сам Гоген и отрезал ухо Ван Гогу. Мифологизированная биография гласит, что Ван Гог таким образом наказал себя за ссору с Гогеном. На самом деле, конечно, никакого отрезанного уха не было - Ван Гог отрезал лишь мочку. При каких обстоятельствах непонятно - не исключен, что случайно.
Но шумиха вокруг этой истории была раздута. И, видимо, не без участия Гогена. Впрочем, тут и сам Ван Гог постарался: с отрезанным ухом он отправился в бордель, где вручил его какой-то проститутке. Хотя есть версия, что в бордель он явился в поисках Гогена - но не нашёл, и просто выбросил ухо, попав в проститутку.
Как бы то ни было, закончился инцидент скандалом, полицией, помещением в госпиталь и репутацией безумца.

В госпитале он попал в руки доктора Рея, который и занимался его лечением следующие две недели. За что удостоился портрета.
"Портрет доктора Рея" (1889, Государственный музей изобразительных искуссвт им. Пушкина, Москва)


После выписки Ван Гога из госпиталя, жители Арля потребовали его удаления из города, и он - уже видимо по собственному почину - отправился на лечение в психиатрическую клинику Сен-Поль.
"Сосна с фигурой в саду госпиталя Сен-Поль" (1889, Музей д'Орсе, Париж)


Несмотря на все перипетии, и в Арле, и в Сен-Поле - Ван Гог не прекращал работать. Давайте просто посмотрим.

"Ночное кафе" (1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен)


"Портрет почтальона Жозефа Рулена" (1888, Музей изящных искусств, Бостон)


"Море в Сен-Мари" (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)


"Пшеничное поле с кипарисами" (1889, Национальная галерея, Лондон)


"Прогулка заключенных" (1889, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)


"Два тополя по дороге к холмам" (1889, Музей изящных искусств, Кливленд)


"Приютский сад" (1889, Музей Ван Гога, Амстердам)


"Ирисы" (1889, Музей Гети, Лос-Анджелес)


Здесь же, в лечебнице, Ван Гог написал свою, пожалуй, лучшую и главную вещь:
"Звездная ночь" (1889, МоМА, Нью-Йорк)


После выписки (а выписан он был с диагнозом "Здоров") Ван Гог поселился под Парижем, в Овере.
"Пейзаж в Овере после дождя" (1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва)


Винсент впервые за долгое время видится с семьёй Тео. Окружен любимыми и любящими людьми. Несколько последних выставок, наконец, привлекли внимание критиков к его работам - о нём пишут, и пишут восторженно. (Вот вам и ещё один миф - о признании только после смерти). Казалось бы, живи да радуйся - ан нет.

В Овере Винсент сближается с доктором и художником-любителем Гаше - довольно странным персонажем.
"Портрет доктора Гаше" (1889, частная коллекция)


Гаше как будто бы присматривает за душевным здоровьем Ван Гога. Но Винсент пишт Тео, что Гаше нуждается в лечении ещё больше, чем он сам.

В июле 1890 года Винсент заканчивает работу над "Пшеничным полем с воронами":
"Пшеничное поле с воронами" (1890, Музей Ван Гога, Амстердам)


А через несколько дней после этого, приходит на это же место и стреляет в себя.
История с самоубийством тоже непонятна.
Расхожая версия такова: Ван Гог отправился на пленэр в поле, прихватив пистолет для отпугивания ворон. В поле он стреляет себе в грудь, но попадает в живот и только ранит себя. Истекая кровью, он добирается до гостиницы, где на следующий день (!) умирает.

Тут мне кажется странным каждый эпизод.  В том числе, неясен мотив: из больницы он выписался и шёл на поправку,  долгожданный успех наконец пришёл... Говорят, что причиной тому стали финансовые неурядицы, которые начались у Тео - дескать, не хотел больше обременять брата. Ну не знаю... Ван Гог всегда был уверен, что рано или поздно успех к нему придёт - а тут он уже пришёл, и деньги забрезжили на горизонте. Впору возвращать Тео долги, а не стреляться. Да и пистолет, из которого он якобы себя убил - так и не нашли.

Есть мнение, что Ван Гог подстрелил себя не сам. Мне попадалось несколько версий - от конфликт с кем-то из местных (Ван Гог вообще был мастер находить неприятности), до случайного убийства подростками. Но в любом случае, если убийца и был - Ван Гог не пожелал назвать его имени, то есть принял такой ход событий. Доктор Гаше сидит у постели умирающего Ван Гога - и этим его медицинская помощь ограничивается.

А через год умер и Тео. Плодами трудов художника и его брата-агента в полной мере смогли воспользоваться лишь их наследники.

Закончим вот этой картиной:
"Красные виноградники в Арле" (Государственный музей изобразительных искуссвт им. Пушкина, Москва)


Часто считают, что это единственная проданная при жизни картина Ван Гога. Но это не так. Первую картину Ван Гог продал ещё в 1882 году, документально подтверждена продажа 14 картин при жизни. Но, думаю, их было больше - например, рассказывая в письме Тео о своем путешествии ещё времён Боринажа, Винсент  упоминает, что кончились деньги и пришлось продать несколько рисунков. Говорит об этом между делом - стало быть не такое уж это было для него невиданное событие.
Если "Красные виноградники" и была первой - так это первой картиной проданной "задорого" и выведшей Ван Гога на "большой" арт-рынок.
Сегодня же Ван Гог - один из самых дорогих и модных художников, чему, думаю, немало способствовали все эти придуманные вокруг его биографии легенды. Но несмотря на это, художник действительно замечательный. Если бы мне пришлось остаток жизни смотреть картины только одного художника - я бы предпочел, чтобы это был именно Винсент Ван Гог.

Ну а в следующий раз выйдет последняя серия моего ЖЖ-сериала про любимых художников, и закончу я его большой черной точкой. Впрочем, не совсем точкой...

Ван Гог, любимые художники, изо

Previous post Next post
Up