Татьяна Яблонская (1917 - 2005)
Маститая и титулованная советская художница, лауреат кучи всевозможных премий, Народная художница СССР. Но, пожалуй, по-настоящему всенародную известность Татьяне Яблонской принесли не выставки и критики, а школьные учебники.
"Утро" (1954, Тертьяковка, Москва)
По этой картине, кажется, и сейчас пишут сочинения. Нарисована тут старшая дочка Татьяны Ниловны - Лена. Говорят, будущий муж Лены влюбился в неё ещё в детстве, за много лет до знакомства - глядя на репродукцию "Утра". Вот она - великая сила искусства.
Родилась Татьяна Яблонская в Смоленске, в 1917-м году, за несколько дней до февральской революции. Отец её, художник и учитель, революции не обрадовался и даже пытался с семьёй эмигрировать. Но что-то пошло не так, и добраться удалось только до Украины. Жили в Луганске, а получать художественное образование (после уроков рисования от отца, разумеется) Татьяна отправляется в Киев. Учится очень успешно - ещё студенткой удостаивается персональной выставки. Но тут - война, эвакуация на Волгу. Становится не до живописи - Татьяна, только родившая первую дочку, работает в колхозе. И возвращается к рисованию, только вернувшись в Киев в 1944-м.
"Перед стартом" (1947, Национальный художественный музей Украины, Киев)
"Хлеб" (1949, Третьяковка, Москва)
В общем-то, большой успех Яблонской начался не с "Утра", а с "Хлеба" - за неё художница получила Сталинскую премию. Ровесница революции, Татьяна Яблонская, конечно представительница советской школы - авангардные страсти она не застала. И живопись 1940-х - вполне типична: радость труда, спорт, молодость, всё такое. А "Утро" - это уже 1954-й, повеяло оттепелью, и сюжет поменялся: стал более интимным что ли. Коллективное сменилось на личное. Смотрим:
"Девочка с сачком" (1959)
"Близнецы" (1958)
"Над Днепром" (1954)
А в 1960-е Яблонская переходит и вовсе к какому-то модерну. Едет в Закарпатье и создаёт вот такое:
"Вместе с отцом" (1962)
А потом вот такое:
"Лебеди" (1966)
А потом и вовсе вот такое (Привет Шагалу):
"Смена" (1969)
Хорошая иллюстрация тому, что в понятии "социалистический реализм" второе слово обозначает вовсе не живописную технику.
Немного наивная романтика 60-х - всё в духе времени.
"Юность" (1969? Национальный художественный музей Украины, Киев)
Закончилось десятилетие вот этой картиной:
"Жизнь продолжается" (1970, Национальный художественный музей Украины, Киев)
За эту картину Яблонской внезапно досталось - усмотрели очернение советской действительности.
Но опала была недолгой, и в 1972 году Яблонскую отправляют на Вененцианскю биенале. В Италии она смотрит вживую "старых мастеров", и это производит на неё глубокое впечателние. Вообще в 1970-80-х в советской живописи вдруг возникла мода на ренессанс. А на смену бодрым романтическим 60-м пришла меланхоличная интеллигентская рефлексия 1970-х
"Вечер. Старая Флоренция" (1973)
"Тишина" ( 1975, Национальный художественный музей Украины, Киев)
А это уже даже не ренессанс, а проторенессанс.
"Лён" (1977)
А в 1980-е вдруг начинает писать пейзажи. И какие-то они у неё выходят зыбкие и туманные.
"В осенней мгле" (1989, Национальный художественный музей Украины, Киев)
"Туман" (1986)
"Мерцание осени" (1990)
В 1990-е стало ухудшаться здоровье: инфаркт, инсульт... Полседние 6 лет жизни Татьяна Ниловна была прикована к инвалидному креслу, но продолжала рисовать до самой смерти. Писала натюрморты - единственно доступную ей теперь натуру.
"Зимнее окно" (2004)
"Колокольчики" (2005)
"Колокольчики" - последняя работа Яблонской, написанная за день до смерти.
Татьяна Ниловна Яблонская прожила долгую жизнь. Её живопись менялась вместе со страной, но всегда была успешна - наград, званий и регалий у художницы предостаточно. 1997 год (год 80-летнего юбилея художницы) - был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской (не только авангард наш знают в мире, оказывается).
Ну а текущий 2018 год - юбилейный для другого знаменитого советского художника. Он и будет героем следующего выпуска.