Любимые художники. Василий Поленов

Aug 31, 2018 09:00


Всё-таки решил про учителя...

Василий Поленов (1844 - 1927)

"Московский дворик" (1878, Третьяковка, Москва)


Репродукция "Московского дворика" висела у нас дома, в бабушкиной комнате - получается, это была первая картина в моей жизни :)  Московским этот пейзаж сейчас воспринимать сложно - скорее это похоже на тот самый дом детства, где висела репродукция: дощатые заборы, маленькие домики и протоптанные среди травы дорожки. Мы жили в частном доме - и вокруг было именно так. Разве что церкви не было.

Поленов - из дворян, петербуржец. Семейство было культурным и не чуждым искусств - мать брала уроки рисования у Карла Брюллова, например. Поленов параллельно с университетским образованием, учится живопсии. Окончание академии художеств для Поленова ознаменовалось большой злотой медалью, которую он разделил со своим однокурсником Репиным (хотя вроде не только с ним). Дипломные работы Поленова и Репина изображали один сюжет. Тем интереснее их сравнить.
Поленовская:
"Воскрешение дочери Иаира" (1871, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург)


И репинская:
И. Репин. "Воскрешение дочери Иаира" (1871)


К медали прилагалась 6-летняя стажировка за границей за казённый счёт. И Поленов отправляется в путешествие.

"Право господина" (1874, Третьяковка, Москва)


"В парке. Местечко Вёль в Нормандии" (1874, Русский музей, Петербург)


За границей же он знакомится и с новыми художественными тенденциями. И пожалуй, Поленов, на тот момент был самым европейским из русских художников - и ученикам своим это привил.
А ещё в Италии он знакомится с Саввой Мамонтовым - там зарождается их дружба, которая потом выльется в абрамцевский кружок - своеобразное художественное объединение.

Но Поленов не дожидается окончания стажировки - возвращается в Россию чуть раньше, становится академиком и отправляется  добровольцем на русско-турецкую войну. Потом поселяется в Москве, но, судя по всему, его больше привлекает загородная жизнь - будь то бабкино имение, мамонтовское Абрамцево или усадьба на Оке, которую Поленов купит чуть позже.

"Бабушкин сад" (1878, Третьяковка, Москва)


"Заросший пруд" (1879, Третьяковка. Москва)


Девушку на двух предыдущих картинах Поленов писал со своей сестры Веры. И не просто сестры, а сестры-близнеца.
"Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой. сестры художника" (1874, музей-заповедник Поленова,Тульская область)


В 1881 году, в 37-летнем возрасте, Вера умрёт от болезни лёгких.

"На лодке. Абрамцево" (1880, Киевская картинная галерея, Киев)


Пруды, мостики и лодки потом будут активно использоваться в картинах учениками Поленова - Левитаном и Коровиным. А в создании так называемого "интимного русского пейзажа" Поленов преуспел не меньше своего коллеги по преподаванию в Московской школе живописи, ваяния и зодчества - Саврасова, которого принято считать едва ли не основоположником жанра. При этом Поленов был, на мой взгляд, куда более техничным рисовальщиком, чем Саврасов. Да и колористом был едва ли не лучшим в России на тот момент.

"Зима. Имоченцы" (1880, Киевская картинная галерея, Киев)


"Река Клязьма. Жуковка" (1888, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород)


"Горелый лес" (1881, Третьяковка, Москва)


"Золотая осень" (1893, музей-заповедник Поленова,Тульская область)


"Железная дорога близ станции Тарусская" (1903)


Очень люблю поленовские пейзажи, но это не единственная его ипостась. Работал он и в жанре исторической живописи. Особое место в его творчестве занимает цикл "Из жизни Христа". Работая над этим циклом, Поленов предпринял несколько поездок на Ближний Восток - изучал натуру, стремился к достоверности.
Масштабное (3 на 6 метра)  полотно из этого цикла:
"Христос и грешница" (1888, Русский музей, Петербург)


В "роли" Христа на этой картине - ученик Поленова, Левитан.
Говорят, Поленов серьёзно размышлял над тем, как должен выглядеть Христос. Сохранились "пробы":
"Голова Левитана в повороте головы Христа" (1894, музей-заповедник Поленова,Тульская область)


И другого своего ученика примерял в этом качестве:
"Коровин. Этюд головы Христа" (1888, Русский музей, Петербург)


Вообще, по жанровой универсальности с Поленовым разве что Репин сравнится в русской живописи - и пейзажист был отменный, и портретист, и жанр писал, и исторические вещи.
Ещё несколько работ из цикла.
"На Тивериадском (Генисаретском) озере" (1890, Киевская картинная галерея, Киев)


"Повинен смерти" (1906, частная коллекция)


На деньги, полученные за "Христа и грешницу", в 1890 году Поленов приобрёл усадьбу в Тульской губернии, на берегу Оки. Построил там дом, который по его замыслу должен был превратиться в провинциальный музей. Так в итоге и получилось - теперь там Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Здесь же он умер в возрасте 83 лет, здесь же и похоронен. А за год до смерти Поленов стал одним из первых, кто получил звание народного художника.

В Самаре есть несколько работ Поленова - в частности из евангельского цикла. Одной из них и закончим.
"Возвестила радость плачущим" (1890-е, СОХМ, Самара)


Сегодня был учитель Коровина, а в следующий раз будет его ученик. Художник, которого я "распробовал" всего лишь год назад - во время посещения новой Третьяковки на Крымском валу.

любимые художники, изо, Поленов

Previous post Next post
Up