Реставратор: костел Св. Станислава в опасности!

Mar 05, 2013 23:11

К нам обратился реставратор Владимир Третьяк, 20 лет назад принимавший участие в реставрации римско-католического костела на ул. Союза Печатников, 22. По его словам, фасад костела находится в плохом состоянии, представители церкви вносят в ценные исторические интерьеры «смелые» изменения. Публикуем его статью «без купюр».



Внимание, опасно для жизни!!!
Посетителям храма св. Станислава при посещении объекта
Федерального  значения нужно надеть каски.

Владимир Третьяк
Санкт-Петербург
Дорогие друзья, патриоты нашего великого города! Я решил взяться за перо, понимая, что сейчас может быть очень важно не упустить момент.

Расскажу все по порядку. Друзья рассказали мне, что в костеле святого Станислава установлен великолепный орган, воспроизводящий звучание старинных инструментов. И там по субботам проходят концерты органной музыки. Когда в новогодние каникулы появилось немного свободного времени, я решил сходить на концерт. Тем более, что дорога в этот храм мне была хорошо знакома. На рубеже 1980-90-х годов мне приходилось по долгу службы бывать там во время проходившей реставрации интерьеров здания. И кроме желания побывать на концерте, мною руководило стремление спустя 20 лет побывать в этом замечательном памятнике архитектуры. Ведь храм был построен почти 200 лет назад талантливым архитектором Давидом Висконти. Представляет собой один из немногих памятников первой четверти XIX века, сохранивших подлинное архитектурное убранство. В середине 1990-х годов храм был передан в пользование католической общине. С тех пор я в нем не бывал.

То, что я увидел, меня потрясло. Первое впечатление: запущенный, не ремонтированный фасад. За 20 лет пользования зданием церковь не удосужилась сделать хотя бы элементарные работы на фасаде. Храм, жемчужина русской архитектуры, памятник федерального значения, выглядел замызганной золушкой в окружении соседних, отремонтированных фасадов жилых домов. Безобразные, безвкусные наружные витрины. Обшарпанная входная дверь. До сих пор не сняты неприглядные металлические ворота, скрывающие один из фасадов.

Захожу внутрь. У киоска с литературой священник. На мой вопрос о концерте отвечает, что концерты сейчас временно отменены, поскольку создается фасад для органа. С гордостью показывает висящий на двери рисунок фасада. С изумлением вглядываюсь в него. Полное несоответствие стилю здания. Эскиз-набросок. Да и выдержат ли такую конструкцию хоры? Не упадет ли все это на головы людей. Задаю вопрос: «Неужели вам это согласовали?». Слышу в ответ: «Не Ваше дело». Священник разворачивается и уходит.

Приглядываюсь к интерьеру храма. Совершенно аляповатый пол, новодел, вместо бережно сохраненного при реставрации. Мемориальные доски, напоминающие кладбищенские плиты. В том числе папе Иоанну-Павлу II, никогда в Петербурге не бывавшему. Стоило ли ради этого портить старинные стены? Обилие написанных на картоне изображений низкого качества. Алтарный образ, не соответствующий архитектурному убранству храма также низкого качества в обрамлении рамы, достойной Апраксина рынка. Все это резко контрастирует с чудом сохранившейся храмовой люстрой. Пространство храма, загроможденное как кладовка подсобными материалами. И самое страшное ­­- протечки, разрушающие драгоценную роспись гризайлем. А ведь город потратил на реставрацию огромные деньги, деньги нас с вами - простых налогоплательщиков.

Почему же в прекрасном здании торжествует безвкусица и наплевательское отношение к нему? Куда смотрит КГИОП? Неужели все это делается в соответствии с охранным договором? Может быть сейчас, когда в городе предполагается передача храмовых зданий в собственность церкви, одним из условий передачи сделать полную реставрацию этих храмов? Спрашивать с хозяев храмовых зданий, получивших их в собственность, будет очень трудно.

Санкт-Петербург, 10.01.2013




Previous post Next post
Up