История вопроса
В мае 1938 года едва не произошла катастрофа «мирового масштаба»: на километровой гонке в Москве со стартом с ходу летчик Михаил Громов, на подаренном ему в США автомобиле «Cord Model 812», едва не побил рекорд СССР, развив скорость в 141,565 км/ч. Отметим, что американский автомобиль при это ничем не отличался от заводских моделей, выпускаемых серийно. Герою-летчику, вообще говоря, повезло, что он не дотянул до рекорда - кто знает, был бы он после этого героем вообще и летчиком в частности, случись такой казус? Учитывая тот факт, что на мировой арене тогдашний советский автопром и так смотрелся неказисто, Политбюро такой пощечины стерпеть не могло. Угрозу, как всегда, устранили просто: нет машины - нет проблемы, и специальным указом было запрещено использовать зарубежную технику в соревнованиях.
Тот самый Cord 812 образца 1937 года
Была и другая проблема. Дело в том, что занятия автомотоспортом считались едва ли не лучшим способом подготовки военных водителей, отсюда игры с явно милитаристским уклоном - «найди противника», «погоня за воздушным шаром» и т.д. Какой опыт мог приобрести гонщик, управляющий тихоходным автомобилем? Спортивных и гоночных машин в стране не хватало, и родная партия велела взяться за создание подобного автомобиля на заводах.
Так на Горьковском автомобильном заводе появился ГАЗ-ГЛ-1 Евгения Агитова. Работая в заводских условиях, обладая мощной материально-технической базой, Агитов мог создать действительно потрясающий «аппарат». Донором стал не безнадежно устаревший ГАЗ-А, а серийно выпускавшийся с 1935 года ГАЗ-М-1, бывший, фактически, копией американского Ford-V8-40 образца 1933 года. Выпуск фордовского V-образного двигателя газовцы освоить так и не смогли, поэтому «Эмка» комплектовалась рядным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 3285 см. куб. мощностью 50 л.с. при 2800 об./мин.
На «голую» раму ГАЗ-M-1 установили обтекаемый двухместный кузов с защитным лобовым стеклом. В задней части кузов был «приплюснут», образуя широкий «хвост». Двигатель также был основательно переработан и выдавал уже 65 л.с. при 3200 об./мин. Вытащить больше из мотора «эмки» не удавалось никому, ни до ни после Е. Агитова. Масса ГАЗ-ГЛ-1 составляла 1000 кг.
В октябре 1938 года испытатель А.Ф. Николаев достиг на ГАЗ-ГЛ-1 средней скорости в 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода.
Идея создания часов «Луч ГЛ-1» вынашивалась довольно долго, и было немало споров о том, как они должны выглядеть. В итоге был выбран эскиз, соответствующий духу того времени, в линиях которого легко угадывается стиль приборной панели автомобилей конца 30-х - начала 40-х годов прошлого века. При создании этих часов был использован механизм 1801.1 - единственный механизм со времен СССР, который все еще производится на Минском часовом заводе. Механизм выполнен на 15-ти рубиновых камнях с противоударным устройством оси баланса. Продолжительность хода - не менее 38 часов, точность - от -40 до +85 сек. в сутки. Корпус часов латунный, хромированный диаметром 38 мм, стекло минеральное. Ремень изготовлен из натуральной кожи и доработан специально по заказу участников проекта. Всего в этой серии выпущено 250 экземпляров.
За предоставленные фото часов спасибо
yurikim