По ту сторону The Beatles

Jun 16, 2013 10:05




16.07.2013, воскресенье | Ещё один восхитительный пример того, как безумные эксперименты академических композиторов - модернистов проникали в мир рок- и поп-музыки и рождали новые тренды - это Битлы, вдохновившиеся сериализмом Дармштадтской школы. К середине 1940-х академическая музыка вошла в состояние постоянной революции, и шокировавшая всех в первой трети 20 века атональность Нововенцев (Шенберга, Веберна, Берга и многих других) уже не казалась провокацией и деградацией музыки, а скорее закономерным событием, которое должно было повлечь за собой цепную реакцию и получить развитие творчестве новых, еще более дерзких авангардных композиторов.



Эпицентром этих реактивных событий стали Летние курсы новой музыки в Дармштадте, открывшиеся в 1946 году. Бывшие фашистские страны пытались как можно дальше и быстрее уйти от культивировавшихся ранее национальных и народных стилей и это движение привело к новой, космополитичной коммуникации между композиторами из стран Европы. Аллюзии с цепной реакцией, кстати, не случайны - композиторы действительно чувствовали себя учёными, проводившими секретные испытания в лабораториях, носили черные очки с толстыми стеклами и рубашки с коротким рукавом, с ручками в карманах. Названия композиций тоже отсылают к заумной научной лексике: «Музыка двух измерений» Бруно, «Структуры» Булеза, и так далее.





Главным изобретателем в Дармштадтской лаборатории новой музыки согласно общему признанию, стал Штокхаузен. Именно ему принадлежит идея создания абсолютно детерминированной, организованной музыки - сериализма. Вдохновленный новым искусством электронной музыки, в частности работой экспериментального физика - Вернера Эпплера, который специализировался на изучении синтезированных звуков и речи Штокхаузен создает произведения, в которых распад звука и эстетика распыления доведены до максимума:



На этом, наверное, стоит закончить с возвышенными воплями и всхлипами Дармштадских композиторов и перейти к прекрасному - обожаемым и всеми любимым The Beatles :) Итак, как свидетельствует один из самых авторитетных музыкальных критиков The New Yorker - Алекс Росс, чью книгу «Дальше Шум», мы, кстати, очень рекомендуем к прочтению всем кто желает понять, откуда растут ноги современной музыки, The Beatles впервые окунулись в дармштадскую музыку в марте 66 года, в процессе работы над альбомом Revolver:

“Пол Маккартни познакомился с «Пением отроков» Штокхаузена с электронным наложением голосов и с «Контактами», с головокружительными паттернами тейп-лупов. Техники с «Эбби Роуд» вставили похожие эффекты в песню Tomorrow Never Knows. В знак благодарности The Beatles поместили лицо Штокзаузена на обложку Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band вместе с другими изображениями диссидентов и героев контркультуры. В следующем году для альбома The Beatles (“Белый альбом”) Джон Леннон и Йоко Оно записали коллаж, в котором долю секунды звучат последние аккорды Седьмой симфонии Сибелиуса"



На мой взгляд, очень уместное и органичное присутствие дармштадской музыки у The Beatles - это песня «A Day in the Life», в которой звучат два импровизационных отрывка, странных, но, бесспорно, восхитительных! Второй отрывок ведет к потрясающему ми-мажорному аккорду, исполненному на трёх фортепиано и фисгармонии, а последний аккорд явно живет в эстетике конкретной музыки, возникая резко и долго-долго затухая…



приглашённый гость

Статья подготовлена арт-критиком
Ульяной Маленькой
, основателем аудиобрендингового агентства SoundID, специально для
Субботнего джема


beatles, u, штокхаузен

Previous post Next post
Up