Я бы отдал всё, чтобы узнать, что Гитлер думает об этом
Mar 19, 2014 11:31
19.03.2014, среда | Сейчас всё нужно обязательно уточнять. Если ляпнуть не подумав, как мы обычно и делаем, то обязательно кто-то не дослышит, не услышит и не поймёт. Говоришь "Айда", всем слышится "Майдан". Если речь заходит о Чаплине - надо уточнять, что это не протоиерей. И мысли свои надо сейчас формулировать лаконично. Чтобы нельзя было, вырвав одно словосочетание из текста, убить весь смысл озвученного.
Сейчас мирное время. Хоть многие называют его предвоенным. Так вот представьте каково это было во время Второй мировой войны, когда Чаплин решил снять жгучую и язвительную сатиру на всё политическое окружение, что бесновалось в Европе. Откуда пришла такая идея в голову комика? Сложно сказать. Тут и происхождение даёт о себе знать, и удивительное сходство образа бродяги с усатым фюрером. Одно можно сказать, что когда к фильму только начались готовиться, бюрократическая американская машина подняла красный флаг - как и все антинацистские фильмы эту картину тоже должны были завернуть.
Вот тут стоит сделать небольшую оговорку. У этой картины с реальностью больше сходства, чем кто-либо думает. Даже Чаплин и Гитлер родились в один год с разнице всего 4 дня. А начало съёмок фильма почти совпало с началом Второй мировой войны - с недельным опозданием всего лишь. Становится понятно, что американские киностудии не давали никаких средств многим ранее - уж больно в то время США дорожили нейтралитетом с Рейхом.
А Чаплин узнавал о гонениях евреев от друзей и соратников, которые были в это время в Европе. В тридцатые годы много нехорошо произошло. В то время ещё не было информационной войны - была информационная блокада. Избежать запретов на съёмки ему помогла собственная независимость. Чаплин в то время уже мог позволить себе свою студию. В фильм он вложил по тем временам страшные деньги - полтора миллиона долларов. Если бы его картину запретили и не выпустили в прокат - он бы тут же разорился. Чаплин пошёл ва-банк.
Имена всех главных героев были скаламбурены и узнаваемы. Адольф Гитлер предстал Аденоидом Хинкелем. Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage - мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
Интересно посмотреть различные документальные фильмы, которые затрагивают эту картину и то время. Например, в одном из них сообщается, что фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм. По данным IMDb, Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал: "Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме". Тем не менее в своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: "Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать "Диктатора", не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения".
Удивительно, что для Чаплина этот фильм был своего рода вехой. Это был последний фильм с использованием образа бродяги. И первый его звуковой фильм. Фильм номинировали в 1941 году на премию Оскар. Оскара, конечно, фильму никто не дал. Лучший фильм тогда забрал Хичкок. Лучшего актёра Джеймс Стюарт из достаточно слезливо-романтической "Филадельфийской истории".
Прошло больше полувека, но вспоминаем мы не "Ребекку" Хичкока. И не объятия из "Филадельфии". Время всё расставило на свои места -не кинокритики американской гильдии. Ведь от того, что Билл Мюррей не получил ещё статуэтку, стал ли он от этого хуже играть? А фильм покойного Гарольда Рэмиса "День сурка" стали мы из-за этого меньше любить? То-то и оно.