ОБЪЕКТИВная ГАЗЕТА.20мая 2009 года №29 (185)

May 20, 2009 23:18

ОППОЗИЦИЯ и ВЛАСТЬ: российский вариант.
(часть восьмая, завершающая)

ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ.
С позиции власти оппозиции никогда не бывает мало.
Ее всегда много.
Оппозиция везде и всюду.
А для России даже за пределами страны находится еще одна оппозиция - «запредельная» . Здесь речь в основном пойдет не об окопавшихся в Лондоне и Тель-Авиве, бежавших (как заметил Жванецкий: «они говорят от ФСБ хотя, точнее - от МВД») деятелях. Их возможности и влияние постепенно сходят на нет. Речь пойдет о том, что российская власть постоянно испытывает мощный прессинг со стороны зарубежных СМИ и общественного мнения, рупором которого выступают западные интеллектуалы. В условиях реальной глобализации эти процессы прямо встраиваются в оппозиционное движение России, смыкаются с ним, направляют его. Влияние запредельной оппозиции значительно. Может быть более значительно, чем внутренней оппозиции.
Внешняя, за пределами страны, оппозиция неприятна российской власти, особенно если она находится на Западе.
Дело в том, что российская элита обладает чувством вселенской неполноценности.
Ей почему-то постоянно хочется западного признания.
Реакция Запада - высшее мерило: в этом молчаливо едины и власть, и оппозиция.
Традиционно научный, спортивный, музыкальный, литературный, да впрочем, любой большой успех в России не бывает полным, пока он не подтвержден признанием Запада.
Не являются в этом отношении исключением и наши политические деятели.
Екатерина Вторая была первой из тех, кто сознательно стремился к формированию в западном общественном мнении своего позитивного имиджа.
В период достижения пика своей неограниченной власти и могущества Екатерина баловалась перепиской с корифеями европейского просвещения, вводя их, мягко говоря, в заблуждение по поводу существующего в России порядка вещей. И надо признать, что ее сказки о просвещенном абсолютизме имели большой успех. Русский историк В.Ключевский отмечал, что в переписке императрицы с Вольтером «оба корреспондента не щадили комплиментов друг другу». Екатерине наверняка было приятно на фоне общей пресыщенности ощущать восхищение лучших умов Европы.
Правда, это не помешало Екатерине уничтожить изданные в России сочинения Вольтера, как только полыхнула Французская революция 1789 года.
Знала матушка императрица всему меру, потому и была Великой.
Так зарождалась болезнь, рецидивы которой мы обнаруживали у нас в разные времена.
Год 1985. Неестественно, для развитого социализма, молодым, трон Генсека КПСС занимает, имеющий два высших образования М.Горбачев.
Императорам российским не снились возможности, которыми располагали Генеральные секретари этой общественно-политической организации. Было у них все: любовь и преданность собственного народа, восхищение прогрессивного человечества, и семга с хреном, и очередная революция, тлеющая, заботами соответствующих служб, в каком-нибудь уголке Земли.
Но слаб человек и неуемны его желания - всегда хочется еще и еще чего-то. Конечно, можно было наградиться не пятью, а шестью или даже семью Звездами Героя. Но, право, это не могло удовлетворить запросов молодого, по-своему прогрессивного, Генсека.
Но все равно чего-то хотелось…
Чего?
Захотелось присовокупить к уже имевшемуся восхищение непрогрессивной, ароматно загнивающей части человечества, его лучших умов. Резкие и язвительные статьи, выступления в западных СМИ - их, конечно, можно было бы и не замечать. Но ведь лучше, когда тебя хвалят, тобою восхищаются… Это дорогого стоит. Особенно в России.
Для этого, казалось, нужно было совсем немного - продемонстрировать некие элементы модерного просвещенного абсолютизма: ложечку гласности, щепотку выборности…
Миша Горбачев постигал азы ремонта на комбайне, которым он руководил в 14 лет. Тогда, скорее всего ему приходилось пользоваться кувалдой. Тоталитарную советскую систему, которую он решил отремонтировать в конце своей блестящей карьеры, не то что бы кувалдой, пинцетом трогать не рекомендовалась - шестерни, прикипевшие на крови миллионов, делали ее неремонтопригодной, а уж рационализаторские предложения по любой перестройке были ей просто противопоказаны.
Но Михаил Сергеевич не знал этого, или переоценил свои силы в стремлении быть выделенным в череде, предшествующих ему убийц и маразматиков, в качестве прогрессивного руководителя нового типа, который если и позволял себе чего, то так, по малости - Вильнюс, Тбилиси…
Как и Екатерина Великая, Горбачев преуспел. Правда, в ином - не в укреплении страны, а в ее развале. Умелая игра западных друзей на человеческих слабостях Горби: гипертрофированном самомнении и болезненном самолюбии, привели нашего героя к полному параличу мысли и воли в тот решающий момент истории, когда было необходимо жестко и решительно отстаивать жизненно важные интересы страны.
Но первоначальный импульс был успешным - оппозиционность западных интеллектуалов была снижена до рекордного уровня.
Сегодня мы, казалось бы, защищены от такой напасти. Свободные СМИ холодным душем едких публикаций обязаны отрезвить любого, возжелавшего мировой славы за счет интересов своей страны.
Беда только в том, что сами они не без греха. Не без греха в том смысле, что только этого они и хотят.
Разговоры о благодатной «оттепели» сочетаются с tercio de banderillas, когда бандерильи (слабый, нелегитимный, второй, несамостоятельный...) бьют и бьют в самое уязвимое место - самолюбие.
И нельзя сказать, что эти семена падают на камни. Нет, почва есть. Появились и росточки.
Оппозиция признает их хилыми и слабыми.
Оппозиция и Запад в этом едины - они требуют ЕЩЕ! И еще. И еще!
Тамерлан говорил: " Храбрость - это терпение в опасности".
А в чем опасность?
Опасность в понимании демократии, как результата реализации произвольной воли правителя. Захочет ОН и демократия будет. Не захочет - нет.
Эта же идея насаждается западными СМИ и солидарной с ними российской внесистемной оппозицией. Идея до примитивности проста: «Стоит Д.Медведеву только сильно захотеть и наступит не оттепель, а лето!». Захочет Д.Медведев, и тут же освободят М.Ходорковского, захочет: реализуется светлая мечту Б.Немцова -В.Путин уйдет в отставку.
Соблазн велик. Кому не хочется войти в историю в качестве «благородного мужа», ведь еще Конфуций говорил: «Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных».
Наверное, сегодня много чего, из набора «хотелок» оппозиции, может реализовать президент. Но что это доказывает? Отношение к этим возможностям со стороны оппозиции доказывает только одно - у нее нет потенции способствовать развитию демократических институтов в России, у нее есть желание с помощью, приходящей извне поддержки, овладеть Россией за ширмой силой вколачиваемых в народ «демократических ценностей».

Выводы.
Автор, не лишенный опыта академической деятельности, не может избежать этого обязательного раздела любой научной работы. Тем более, что эссе, которое вы прочитали, несмотря на всю его очевидную фрагментарность, все же позволяет сделать ряд выводов.
Вывод первый. Оппозиция неистребима. Она сопутствует власти с момента ее зарождения и до скончания века. Победы власти над оппозицией, не более, чем миф.
Вывод второй. Игры с оппозицией «в поддавки» заканчиваются созданием новой оппозиции. Компромисс с внесистемной оппозицией - прямой путь к созданию внутривластной оппозиции. Но и при этом «старая», традиционная, жаждущая властной кровушки, оппозиция в России не исчезает. Быть в оппозиции - вторая (а может быть и первая) профессия российской интеллигенции.
Вывод третий. Российскую внесистемную оппозицию невозможно «умаслить» уступками. Лишаясь больного зуба, приобретаешь больную челюсть.
Вывод четвертый. Отношения оппозиции и власти - это традиция. Если традиции нет, то есть внесистемная оппозиция. Существование внесистемной оппозиции есть анахронизм. Внесистемная оппозиция - признак отсталости. Идеальное гражданское общество - это общество, где внесистемной оппозиции нет, или почти нет.


власть, оппозиция, Россия

Previous post Next post
Up