Jul 18, 2012 00:25
Пишу продолжение (начало ниже).
Важно понять - что стоит за движением людей - моих сограждан, считающих возможным рискнуть страной ради несформулированных целей?
Д.Быков бросил в болотную толпу: «История поставила на нас и положила на них!»
Восторг!
Значит попал.
Россия весьма специфическая страна. В ней все не так, как у соседей. По иному здесь решается и проблема элитарности. В частности, нигде в мире не существует элиты, сформированной по признаку места жительства.
А у нас?
У нас есть: эта категория называет «коренные». Среди всех коренных особняком стоят коренные москвичи. Если кто не знает, коренные москвичи, это потомки тех, кто встретил Юрия Долгорукого с его дружинниками, расположившимися пображничать на месте слияния рек Москвы и Яузы, словами: «Понаехали тут всякие…».
Я помню, что в советские времена высшим уровнем признания человеческого успеха у провинциалов были слова: «его пригласили на работу в Москву».
В результате эволюции в условиях свобод и рынка российская элитарность в общественном сознании оказалась окончательно оторвана от личных достижений. Она воспринимается в качестве производной от занимаемого места.
Но внесенное осознанием своего «центрового» положения ощущение элитарности является основанием для формирования оппозиционного импульса: пустое место, уверовавшее в свою избранность, оценивает занимаемую им ступень на социальной лестнице, как вопиющую несправедливость. Он, научившись громко кричать: "Путин - вор", оказался в рядах прогрессивных, где ему сообщили, что он оказывается не только умный, но и креативный. И при всех этих достоинствах - ?.
Вера в свою исключительность, возникшая ни на чем, просто так, подвержена внутренним сомнениям и поэтому требует постоянного подтверждения. Здесь недостаточно самовозвеличивания. Нужен внешний импульс. А вот и он - САМА история на тебя поставила!!! Тут уж никуда не денешься, раз ИСТОРИЯ поставила.
Вас (нас) умных мало - говорит Быков. И это возносит и греет.
А если становится страшно от осознания маргинальности и начинают мучать видения озверевших путиловцев (сегодня - кировцев), преследующих элиту с белыми летами? Тогда включается Акунин: вас (нас) - большинство!
Страхи на время отступают.
Для того, что бы определить движущие силы болотного движения необходимо вспомнить недавнюю историю России.
1996 год.
Выборы президента.
Трудно найти в истории человечества столь наглое издевательство над сутью и смыслом демократии. Не было ни одного из известных миру нарушений, которое бы не применилось в той компании, когда «выбирали сердцем». Выбор огромных денег самым наглым способом заменил выбор народа.
И что?
Ничего. Абсолютно ничего.
Почему болотное движение возникло сегодня, а не шестнадцать лет назад, когда издевательство над демократией совершались в самой извращенной форме?
Точного ответа на этот вопрос, естественно, не знает никто.
Мы можем лишь предполагать.
Мне представляется, что «запалом» болотного движения явились события в США, начавшиеся 17 октября 2011 года и получившие название «Occupy Wall Street».
Все определяется тем, что «новообращенная» российская элита рассматривает Лондон, Париж и Нью-Йорк, примерно так же, как пермяк смотрит на Москву. Рефрен и в том и другом случае один: «Живут же люди!» И жгучее желание соответствовать, если хотите - обезъянничать. Надо добавить, что роль литературно-художественной элиты за последние 20 лет сводилась к вымыванию национального сознания из голов, образующих думающий класс. Внешне это выглядит, как борьба с рудиментами сталинизма, а на деле предлагается взгляд на нашу историю, с позиции окопавшегося в парижском особнячке.
Уже упоминавшийся здесь Д. Быков низводит Сергея Есенина до певца уголовных элементов.
Акунин переписывает историю Крымской войны, представляя в ней Англию середины XIX века и ее союзников в качестве идейных борцов за общечеловеческий прогресс. Предать Россию для достижения таких целей - по-Акунину - геройство.
И они не одиноки. Они не выбиваются из ряда имподобных, сеющих зубы дракона. И всходы есть - самопровозглашенная псевдоэлита ненавидит Россию, находящуюся за ее периметром.
Она ставит знак отторжения и на власти, и на народе, искренне презирая и то и другое.
Лечится ли это?
Об этом в следующий раз.
элита,
интеллигенция,
власть,
оппозиция,
Россия,
народ,
протест,
общество