Мы не замечаем, что являемся свидетелями и участниками эпохальных изменений в социальной жизни обществ, ориентированных на общеевропейские ценности.
Очевидный факт: традиционная семья здесь "приказала долго жить".
Ее, семьи в изначальном понимании, характерном еще для середины прошлого века, сегодня к западу от Китая и к северу от Турции просто не существует. Та форма жизненной связи между мужчиной и женщиной, которую мы сегодня наблюдаем, а многие (большинство?) из нас в этом участвует, в те, еще не совсем далекие времена, было принято называть сожительством.
Семья - институт исторический. Были времена, когда семьи не было, и нет ничего удивительного в том, что она исчезает.
Важно понять: какие объективные процессы лежат в основе этого достаточно стремительного исчезновения, и к чему приходит общество, лишаясь семьи. А ведь именно семья была предтечей той формы соединения людей в нечто единое, что сегодня и называется общество.
Ф.Энгельс считал, что семья возникла на базе самого первого разделения труда между мужчиной и женщиной для производства и воспитания детей. (Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1884).
Энгельс связывал подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье.
Энгельс первый предсказал неизбежность освобождения женщины.
Но он ошибался, когда предвосхищал, что это произойдет одновременно с исчезновением частной собственности. Частная собственность сохранилась, но женщина ныне свободна не менее (а может быть и более), чем мужчина.
Распад института традиционной семьи, несомненно, связан с многократно возросшей степенью экономической независимости ее агентов. Надежность выживания женщины без помощи со стороны мужчины сопоставима, а иногда и превосходит ту, которая обеспечена ей в браке. Законодательство полностью и стабильно защитило интересы женщины-матери, создав тем самым дополнительные объективные условия для ее автономного существования.
Половая связь в современном, оценивающем себя в качестве прогрессивного, обществе полностью лишилась социального атрибута, присущего ей еще в прошлом веке.
Значимость соития низведена до уровня признания партнерами отношений симпатии. Не более того. В нашей стране половая связь, ставшая достоянием гласности , как и ее закономерный результат, являлись причинами едва ли не большей части фактически заключенных браков в еще середине прошлого века («брак по залету"). Сегодня этот феномен практически полностью исчез. И тому способствовало не только развитие контрацепции.
Но брак, в форме постепенно приближающейся к атавистической, все-таки продолжает существовать.
Здесь большую роль играет традиция.Однако ей (традиции), одной оказывается не по силам сформировать реальные (традиционные) семейные отношения там, где для них нет объективных экономических условий.
Ведь хотим мы того или нет, но нам придется признать: брак является некой, пусть и неявной, но формой принуждения. Супружеские обязанности выполняются практические повсеместно в добровольно-принудительном режиме. И если отсутствует объективная (а это может быть только экономическая) основа брака, то для его сохранения нет базиса, и он трансформируется в нечто иное.
Возникает вопрос: во что?
Медленно, но неугомонно брак превращается в еще одну форму услуги, множеством которых мы обмениваемся в процессах общественно взаимодействия.
У человека возникают желания самого разнообразного свойства. Есть специально обученные люди, которые эти желания удовлетворяют. Разница обмена услугами в семье и вне ее заключается в неявно выраженной стоимостной форме оценки услуг, оказываемых супругами друг другу.
Поскольку семейные услуги имеют достаточно специфическую интимную форму, то нельзя не обратить внимания и на то, что деградация института брака связана с размыванием сферы интимности человека. Современное то, что называется массовым искусством, доведено до уровня, когда выверт субъекта художественного творчества наизнанку через гениталии уже не кажется чем-то невероятным.
В результате интимная сфера человека в современном обществе девальвируется и поэтому появляется массовая (частично она была всегда) специализация на оказании услуг личностного свойства.
Один (одна) отвечает за детей.
Иной (иная) согревает душу в моменты горестей и волнений.
И так далее … по большому списку.
Человек меняется.
Но есть вопрос: остается ли он при этом человеком?
Фото номера:
"И это только начало..."